Страницы истории – в памяти поколений
История донского казачества насчитывает немало примеров подлинного героизма и самоотверженности, память о которых бережно хранят неравнодушные потомки. Но есть в ней и трагические страницы. Одна из них – Гражданская война и геноцид казачества.
Мы не будем сегодня много рассуждать о событиях Гражданской войны, о правых и виноватых – не нам судить об этом. Вместо этого откроем новейшую историю и расскажем о том, как увековечена на Дону память о событиях тех страшных лет и их жертвах.
Есть в наших краях места, куда не зарастает народная тропа. Одно из них – знаменитая гора Пирамида, откуда открывается великолепный вид на наш уютный городок. На ее вершине был установлен Крест примирения в память по всем убиенным казакам. Поклонный крест виден издалека, он напоминает о трагических событиях столетней давности.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В годы Гражданской войны на донской земле происходили ожесточенные бои между казачьими отрядами и красноармейцами, сопровождавшиеся большими жертвами с обеих сторон. И есть в истории казачества трагическая дата, коснувшаяся судьбы этого народа – 24 января 1919 года. В этот день Оргбюро ЦК РКП(б) приняло циркулярное письмо, подписанное Яковом Свердловым, которое определило политику большевиков по отношению к казакам, верой и правдой служившим Отечеству на протяжении не одного столетия. «Беспощадный террор, никаких компромиссов, поголовное истребление» – таков был вердикт документа, положившего начало так называемому «расказачиванию», а по сути – «казачьему Холокосту»… Тогда и начались репрессии, ссылки, расстрелы, конфискация нажитого имущества. Помимо массовых расстрелов были организованы продотряды, отнимавшие продукты; станицы переименовывались в села, само название «казак» оказалось под запретом.
Но вернемся ко дню сегодняшнему. Больше века прошло, но казаки не забывают событий тех страшных лет. По устоявшейся традиции 24 января они отдают дань памяти жертвам расказачивания, возлагая к кресту гирлянду памяти и живые цветы.
О том, кто стоял у истоков установки этого памятного монумента, и подробности его создания нам рассказал потомственный казак Владимир Николаевич Попадьин.
СОБЕСЕДНИК
Для начала хочется сказать несколько слов о моем собеседнике.
Родился Владимир Николаевич 7 ноября 1948 года в семье потомственных казаков. Мать уроженка станицы Глазуновской, отец родом из хутора Сенного, дед родился в хуторе Березки.
– Почему я говорю о моих близких именно как о казаках? Потому что они были рождены в дореволюционные годы, а в то время представителей казачьего народа при рождении в регистрационных церковных книгах записывали как «казак» или же «казачка», – рассказывает В.Н. Попадьин. – И все мои близкие, жившие тогда, были записаны именно так. Дед мой в свое время окончил учительскую семинарию, ему был присвоен офицерский чин, соответствующий нынешнему званию лейтенанта (хорунжий), и преподавал в школах Усть-Медведицкого округа, а перед началом Первой мировой войны был переведен в Усть-Медведицкую станицу на должность главного инспектора отдела народного образования по Усть-Медведицкому округу. Он участвовал в Гражданской войне в составе казачьей армии, погиб предположительно на юге современного Краснодарского края. А я вырос здесь, в Серафимовиче, окончил местную среднюю школу, был призван в ряды Советской армии, службу проходил в группе Советских Войск Германии, демобилизовался в должности старшины батареи.
По окончании срочной службы учился в Серафимовичском техникуме механизации сельского хозяйства. После выпуска работал на своей малой родине – в Серафимовичском районе.
– С 2001 года работал в комитете по делам национальностей и казачества при администрации Волгоградской области, – продолжает Владимир Николаевич, – поскольку к этому времени я уже занимался именно проблематикой сохранения и возрождения казачества – с 1993 года руководил Усть-Медведицким казачьим юртом, а с 1999 года – Усть-Медведицким казачьим округом на протяжении 20 лет.
До наступления пенсионного возраста Владимир Николаевич продолжал работать в комитете по делам национальностей и казачества. И в наши дни продолжает заниматься общественной работой, возглавляя совет стариков Усть-Медведицкого казачьего округа и общественный совет при администрации Серафимовичского муниципального района.
МЫ ЭТОЙ ПАМЯТИ ВЕРНЫ
Когда задала вопрос о строительстве Поклонного Креста, о том, кто был у истоков, откуда появилась идея поставить здесь именно крест, Владимир Николаевич рассказал историю с удивительными подробностями, которыми стоит поделиться:
– При строительстве современной системы водоснабжения в Серафимовиче (примерно 1980-е годы) водонапорные емкости было решено установить на горе Пирамиде. А на том месте как раз была братская могила юных усть-медведицких гимназистов, погибших в ходе событий Гражданской войны во время Шашкинского боя. В июле 1918 года произошло сражение казаков с бойцами краскома Миронова, в ходе которого погибли в неравном бою и казаки, гимназисты при х. Шашкин станицы Ново-Александровской Донской области. Над могилой стоял деревянный большой крест с эпиграммой-отрывком из стихотворения Федора Крюкова «Родимый край». А примерно в 94-м году, ко мне подошел молодой человек, активист казачьего движения, и поделился такой информацией: во время прогулки на горе Прамиде были найдены останки людей. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что захоронены были совсем молодые люди. А в то время многие местные жители помнили о том, что там была братская могила погибших во время Шашкинского боя гимназистов. И мой собеседник уточнил, что останки эти прикопали, но очень хотелось бы увековечить память юных героев. В советское время местные власти отчитались перед жителями о переносе захоронения, но не уточнили новое место. Поэтому узнать, что юноши до сей поры покоятся на том же месте, было удивительно. А уже в летнюю пору мы вышли к месту, подняли останки для перезахоронения. И тогда мне пришла идея о том, что здесь, на высокой точке, на горе Пирамиде, должен стоять поклонный крест, и захоронены юные герои. У меня было много единомышленников и сторонников в этом деле. Откликнулись многие люди, среди них Николай Павлович Гунькин, на тот момент бывший руководителем электроснабжающей организации, председатель городского Совета Александр Иванович Володин.
К этому вопросу я вернулся уже в 2000 году. Подходила пора выборов на всех уровнях власти. В наш район приехала целая делегация – представители различных партий, участвующих в предвыборной гонке. И мне было поручено сопровождать эту делегацию. Я провел с ними экскурсию по городу, в монастыре. И в том числе мы поднялись на гору. Я им рассказал о том знаменитом Шашкинском бое, и тут им выдал историю с крестом, и о том, что на данный момент так и не получилось его изготовить. Многие тогда заинтересовались, а через несколько дней после их отъезда мне позвонил генеральный директор объединения «Каустик», руководитель Волгоградского регионального общественного объединения «Русский народный собор», представитель от которого был на той встрече. Он просил предоставить эскиз будущего Поклонного креста с размерами. Мы вместе с отцом Александром занялись этим, отправили все в Волгоград, а через некоторое время нас известили, что крест готов и его можно забрать.
Высота креста порядка 10 метров, плюс основание – более 1,5 метров вглубь, размах – более 4 метров в ширину. Транспорта для доставки у нас не нашлось, но вновь помогли наши благотворители. Они выделили КамАЗ с платформой (тралом) и в сопровождении сотрудников ГАИ крест доставили до пункта назначения. На КамАЗ прикрепили транспарант, где крупными буквами было указано, что Поклонный крест устанавливается в честь казаков станицы Усть-Медведицкой. Как рассказал по приезде водитель, во время поездки автомобилисты не просто пропускали кортеж, но и возвращались или останавливались, выходили из машин и снимали головные уборы в знак уважения.
КРЕСТ ПРИМИРЕНИЯ
«2 декабря 2000 года на горе Пирамиде у города Серафимовича (до 19 января 1933 года – станица Усть-Медведицкая) был установлен Крест примирения в память по всем убиенным казакам.
Этот Крест примирил всех: и белых, и красных. Об установлении такого Креста думали несколько поколений усть-медведицких казаков, и вот это случилось 2 декабря 2000 года. В тот день утром у храма Воскресения Христова в г. Серафимовиче собрались казаки, жители города, ближних станиц и хуторов. Крестный ход к месту установки Креста через весь город благословил и возглавил митрополит Волгоградский и Камышинский Герман. По благословению владыки в память об убиенных казаках Дона был установлен Крест примирения. После обращения к собравшемуся православному народу настоятеля Воскресенского храма протоиерея Александра (Кулькина) выступили глава г. Серафимович, атаман Усть-Медведицкого казачьего юрта Александр Володин, атаман Усть-Медведицкого казачьего округа Владимир Попадьин. Панихиду по убиенным казакам отслужил митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, он же и освятил Крест. Владыка отметил, что никогда не будет забыта дорога к этому месту на горе Пирамида! Так и происходит вот уже больше двух десятков лет. К Кресту примирения по торжественным датам и в будние дни приходят казаки, возлагают живые цветы молодые люди» – описывал событие освящения Креста журналист Григорий Выпряшкин.
– Хотелось бы обратиться к молодому поколению – читайте историю, пользуясь достоверными научными источниками, вникайте в нюансы, чтобы сберечь память, культуру и традиции своего народа, – подчеркнул Владимир Николаевич, завершая нашу беседу.
Донская земля пропитана кровью сынов – настоящих героев, донские воды несут через века память о событиях, что здесь происходят, а люди бережно ее хранят и передают из поколения в поколение, приумножая славную историю донского казачества.
Подготовила Ксения ПОПОВА.