Усть-Медведицкая газета

Золотой учитель

Основа всех добрых начал – профессия учителя. Она требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества, и радует то, что, несмотря на сложности и трудности, находятся люди, которые выбирают для себя в этой жизни школу.
Мы переглядывались, сидя за партами, когда он начинал медленно и красиво погружать нас в рассказы – интересно было, будто бы это и не урок вовсе, а встреча с добрым волшебником. Учил легко запоминать даты. Сколько из нас помнят про дельту реки Нил и ее плодородные земли? Кто получал сто баллов на любимой песне в караоке на уроке музыки? Изобразительное искусство – только с приведением интересных фактов. Открытые уроки – не испытание, когда тебя охватывает дрожь и страх, а фестиваль, веселый праздник знаний, где ты можешь смело раскрыться. Найти контакт с любым учеником, вкладывать душу в каждое произнесенное слово. Александр Михайлович Макухин, по праву, фантастически хороший преподаватель, он вел такие предметы как история, музыка и изобразительное искусство, и это повествование о нем.Талант – мало сказано. Воистину золотой учитель, – рассказывает Евгения Петровна Петрова, бывший директор Серафимовичской школы №1. – Он пришел к нам из районного отдела по образованию, до этого работал в сельской школе. Я его сразу заприметила, приняла на работу без лишних вопросов. Человек душевный, добрый, интеллигентный. Когда он был классным руководителем, его класс расцветал буквально на глазах. Никто не боялся быть неуслышанным. Дети занимались творчеством. Весь класс, представляете! Находились поэты, певцы, танцоры, музыканты, некоторые ученики его даже окончили Российскую академию музыки имени Гнесиных. Открытые уроки он не просто подготавливал, там царил креатив. При приеме на работу я заметила у него одну особенность. Приложение к диплому об образовании гласило, что Александр Михайлович в университетские годы был руководителем самодеятельного ансамбля. Он и сам случайно опрокинул пару слов, что умеет и любит петь, играть на музыкальных инструментах. Помните гимн нашей школы? Это он написал! Самородок, не знаю, чем мы его заслужили, но школой и ее мероприятиями он жил. Сам подготавливал и придумывал песни к любым событиям. Аккомпанировал их, выбирал из толпы учеников тех, кто действительно сможет. И они могли, все могли. Пели, танцевали. Я бы и не подумала никогда, что у ребенка может быть, допустим, такой сильный голос. Сидит, тихоня, книжку читает. А на сцену выйдет – мы все ахнем.
О себе Александр Михайлович отзывается скромно. Сейчас он уже на пенсии, но любовь к школе осталась. И у учеников его – огромная благодарность к нему.

Бывает, работаю во дворе, порядок с супругой наводим. А мимо пройдет какой-нибудь взрослый, уже с бородой, с женой под ручку и ребенком в колясочке. Крикнет мне через забор: «Александр Михайлович, здравствуйте! Как ваши дела?». Я присмотрюсь, а это же ученик мой, и жена его у меня училась, на переменах он ее за косички дергал, – с улыбкой делится Александр Михайлович Макухин.
Он окончил Волгоградский педагогический институт, учился на историческом направлении. Часто бывал на практиках, а они обязательно были раскопками на территории древних городов. Его увлечение историей, литературой и музыкой создали удивительный симбиоз. Такого человека нельзя было не заметить. Сам приветливый, юморной и очень воспитанный, а иначе никак – сын двух школьных преподавателей. Пошел по стопам родителей, получается, продолжил семейное дело.
Эстрада захватила его в свой бурный калейдоскоп сразу, и не отпускает по сей день. Он родился и вырос в хуторе Ягодном. Там долго еще не было ни газа, ни электричества. Но мама и бабушка старательно крутили ручку патефона и ставили красивые песни. Так он научился петь. Нотную грамоту практически для всех инструментов, которыми владеет, выучил по найденным в библиотеке самоучителям. Рассказывал, как с товарищами ходил по музыкальным магазинам, искал редкие пластинки. Напевал собственные мелодии и спешил записать их на магнитофон. Именно так, буквально за одно утро он придумал тот самый гимн школы.

Я живу у санатория. Вышел из дома с мыслью. Где-то на «Горбачах» у меня в голове запел детский хор, — вспоминает Александр Михайлович, — это были первые строчки гимна. Подходя к «мироновскому мосту», я уже знал, какой у меня будет припев. До школы я добрался с уже готовой песней и мелодией к ней. До обеда, собрав весь творческий коллектив школы, включая наше начальство в лице Евгении Петровной, я продемонстрировал готовый гимн. Так мы его и записали.
Творческую натуру не спрятать. Несколько раз Александра Михайловича еще во время обучения в институте звали вокалистом в именитые ансамбли, приглашали в специальные училища. Однако если у человека есть цель, он идет только к ней, редко поддаваясь на изощренные соблазны судьбы.

Помню, пришел с другом за компанию на пробы. Зашли в зал, он начал исполнять строевую песню, гордую и звучную «Марусю». Голосок у него был тоненький, дрожащий тенорок, совсем не подходящий для такой песни. Я даже и не выступал, для поддержки пришел, стоял где-то с краю. После прослушивания один из членов комиссии, продюсер, встал перед нами с другом, и громко заявил: «Вы меня не обманывайте, – показывая на меня, – вы ведь могли бы петь, солистом бы стали. У вас и голос и фактура. А вам, – кивком показывая на моего товарища, – петь не положено». Стыдно и смешно было. Оказывается, на моих выступлениях он тоже бывал, и прекрасно слышал, что я могу. Этот мужчина у меня спросил, буду ли я работать у него в ансамбле. А я как-то замялся, говорю, мол, я же университет уже оканчиваю, мне ни к чему. Работать надо.
Самые смелые идеи и необычный подход к подаче информации – коронное «блюдо» А. М. Макухина, ведь ученика еще заинтересовать надо, а он избирательный, на стандартные методические плановые занятия смотрит со скепсисом.

Однажды мы сделали открытый урок истории в виде театрализованного представления по произведению Бородина «Князь Игорь». Костюмы, песни… Получился синтез – литература, музыка и история.
Несмотря на то, что он уже находится на заслуженном отдыхе, его часто посещают новые интересные идеи. И пусть это будет для вас, уважаемые читатели, интригой: он вновь готов к чему-то грандиозному.

4 октября 2021 16:16