Усть-Медведицкая газета

Сын донского края

На земле донской родилось много талантливых людей. И один из них – А.С. Серафимович – писатель, борец, общественный деятель, жизнь которого была неразрывно связана с родным городом. 19 января исполнилось бы 158 лет со дня его рождения.
Дон… Двоятся, отражаясь в воде меловые горы правобережья. Высоко над рекой белеют казачьи домики. Сюда, в ст. Усть-Медведицкую, в 1874 году приехала семья Серафима Ивановича Попова. В Усть-Медведицкой прошли детство и юность Саши Попова. Отсюда в 1883 году он уехал учиться в Петербургский университет и через семь лет вернулся на родину под гласный надзор полиции.
Многое здесь напоминает о раннем периоде жизни писателя. Сохранилось здание управления Окружного атамана (ныне здание почты), куда вынужден был являться поднадзорный Александр Попов.
В 1892 году после снятия гласного надзора Серафимович переехал в г. Новочеркасск, затем в 1902 году – в Москву. Но связь с Доном не терял.
С 1908 года вплоть до начала первой Империалистической войны писатель регулярно по нескольку месяцев в году жил и работал на Дону. Здесь он создал повесть «У холодного моря», многие рассказы, начал свое крупное произведение дореволюционного периода – «Город в степи».
Октябрьскую революцию Серафимович встретил уже очень немолодым человеком – ему шел 55-й год. Но никогда он еще не жил такой яркой, полнокровной жизнью, никогда так отчетливо не ощущал свое участие в общенародном деле. «В революцию я, в известной степени, второй раз родился писателем», – утверждал Серафимович в своей автобиографии.
Весной 1918 года он по заданию «Известий Московского Совета рабочих и солдатских депутатов» уехал на полыхающий в огне гражданской войны юг России. Знакомые, родные места. В серии очерков «На Родине», «Остров порядка и свободы», «Дон», и др. писатель рассказывал от том, как «люди среди страшной разрухи подготавливаются только к творческой жизни».
В трудные дни Гражданской войны, когда страна напрягала все силы, чтобы устоять, у Серафимовича возник замысел книги о народе, творящем историю. В мыслях писателя начали вырисовываться первые смутные образы массы, «потока» людей, которые стремительно и неуклонно движутся куда-то вперед, к трудно достижимой заветной цели. И когда писатель однажды встретился с участниками Таманского похода по Черноморью, послушал их рассказы, он почувствовал, что смутные образы людских толп обрели реальные очертания. Серафимович начал работать над «Железным потоком» в 1921 году, а уже в 1924 году эпопея была опубликована. За короткий срок книгу перевели на 42 языка мира.
В 1930 году, задумав роман о социалистическом преобразовании деревни, Серафимович возвратился на родину, в станицу Усть-Медведицкую. Вместе с редактором районной газеты «Колхозное поле» он побывал во многих хуторах и станицах Дона. В Усть-Медведицкой старого писателя навестил его сосед из ныне всемирно известной станицы Вешенской – Михаил Шолохов.
Художественная простота и искренность произведений А.С. Серафимовича отмечены почти всеми современниками писателя. Критики считают, что эти качества явились не только следствием его таланта, но и отражением души писателя. Творчество А.С. Серафимовича стало живым воплощением традиций русской классической литературы.
У каждого героя рассказов писателя своя индивидуальная судьба. Но симпатии автора на стороне гордых, смелых, несломленных человеческой злобой и лишениями. Серафимович зовет своих героев к новой целеустремленной жизни.
Н.И. Калмыкова,
хранитель фондов Серафимовичского районного литературно-краеведческого музея.

21 января 2021 9:25