Усть-Медведицкая газета

М.П. Макевнина: «К каждому ребенку нужен особый подход»

Учитель – это призвание. Сколько раз мы уже слышали эту фразу? Что она означает? Каким набором качеств должен обладать человек, который выбирает эту стезю? Наверное, однозначного ответа нет. Разговаривая с педагогами, понимаешь, что у них есть много общего: любовь к детям, образованность, стремление к постоянному саморазвитию, но у каждого есть и свой подход, методы работы, неповторимые шарм и харизма. Сегодня мы расскажем еще об одном человеке, для которого профессия педагога несомненно стала призванием, – учителе русского языка и литературы Пронинской средней школы Марии Петровне Макевниной.
Родилась Мария 1 апреля 1950 года в хуторе Карасеве Серафимовичского района. Она была седьмым ребенком в многодетной семье. Ее детство, как и у всех детей в послевоенные годы, было непростым.
– Родилась в абсолютно простой семье, – рассказывает М.П. Макевнина. – Отец прошел всю войну, дошел до Берлина. Участник Сталинградской битвы, был награжден медалями: «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Вернулся домой в сентябре 1945 года и работал механизатором. Мама была домохозяйкой, иногда привлекалась к работам в колхозе. Но большую часть времени проводила с нами. Семья у нас была большая, всего 8 детей, так что хлопот ей хватало. Она все делала своими руками, вязала и шила. Родители также делали все возможное, чтобы мы получили образование.
Первые 4 класса Мария Петровна учится в местной Старосенюткинской школе, а основное образование получает в Пронинской восьмилетней школе. После чего она принимает одно из важнейших решений в своей жизни – выбирает путь педагога и поступает в Михайловское педагогическое училище.
– В моем выборе большую роль сыграла моя первая учительница Валентина Федоровна Попова. Этот человек был очень предан профессии. В дальнейшем мы работали с ней вместе. Можно сказать, она была моим наставником. Она идеал учителя для меня. Перед глазами также был пример старшего брата Алексея, который работал учителем физики. Но был и момент, когда я мечтала о другой профессии. В то время были очень популярны детективные романы. И вот, начитавшись Агаты Кристи, я хотела стать юристом. Но на тот момент в стране практически не было учреждений, в которых можно было получить юридическое образование.
Окончив училище в 1969 году, Мария Петровна начинает работать учителем начальных классов в родной Старосенюткинской школе. В какой-то мере этому поспособствовал случай.
– В те годы после училища педагогов отправляли работать по распределению, – вспоминает М.П. Макевнина. – В 1969 году распределение было всесоюзным, и была вероятность оказаться в любом уголке нашей необъятной страны. Но тут вмешался случай, и в моей местной школе один из учителей уволился по семейным обстоятельствам. В наше педучилище поступила заявка, и меня направили в родной хутор. Был в моей жизни и еще один момент, когда я могла сменить прописку и испытать судьбу. Спустя несколько лет мне предлагали поехать в Монголию. Там строилась плотина. Строили ее советские специалисты, и требовался педагог для обучения их детей. Но родители меня отговорили, и весь свой трудовой путь я прошла в родных краях.

В Старосенюткинской школе Мария проработала всего год, но этот год помог понять главное:
– Оказавшись в окружении ребятишек, я моментально поняла, что это мое призвание. Мне было комфортно с детьми, я их понимала. В дальнейшем я только убеждалась в правильности своего выбора. Мне было легко находить подход к каждому ребенку. Я могла встречаться с отстающими детьми в парках и на прогулках. Это помогало донести до них информацию в более спокойной обстановке. И они все понимали. У меня за все время преподавания не было ни одного ученика, который бы не сдал экзамен.
Спустя год, Мария Петровна переходит работать в Пронинскую среднюю школу. И тут тоже не обходится без забавного момента.
– В Пронинской школе уволился учитель географии, и директор М.А. Михеев предложил мне эту должность. Я была крайне удивлена: какой из меня географ? Но Михаил Алексеевич настоял, и вот я 2 года «по морям плавала и на островах отдыхала». А уже после получила должность учителя русского языка и литературы.
В этот период времени М.П. Макевнина поступает на заочную форму обучения в Борисоглебский государственный педагогический институт. В 1972 году выходит замуж. В браке рождаются две дочери Лариса и Евгения. Хочется отметить историю знакомства Марии с мужем Геннадием. На наш взгляд, она очень показательна для передачи атмосферы того времени и характеров персонажей.
– Это интересная история, которую я всегда вспоминаю с теплотой. Мы познакомились на танцах, у Геннадия в кармане оказался томик С.А. Есенина. На тот момент Есенина не было даже в библиотеках, крайне сложно было раздобыть такую книгу. Мы вместе читали, потом я попросила одолжить мне этот томик на время. Вот так мы и начали общаться.
В Пронинской школе М.П. Макевнина проработала 48 лет. За эти долгие годы, помимо основной работы, она занимала должности заведующей УПК (прим. ред.: Учебно-консультационный пункт. В те годы в них обучали подростков, которые по причине работы на фермах и в полях не получили начальное образование), секретаря партийной организации школы, председателя профсоюзного комитета.
Мария Петровна награждена множеством наград. Среди них: Почетная грамота Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения высшей школы и научных учреждений за достигнутые успехи в развитии народного образования в СССР, знак «Отличник народного просвещения», две Почетные грамоты Министерства образования и науки Волгоградской области за достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения, Благодарственное письмо Волгоградской областной Думы за многолетний добросовестный труд, большой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения, Благодарственное письмо Думы Серафимовичского муниципального района за высокие результаты на итоговой аттестации в форме ЕГЭ, Почетный Диплом участника Всероссийского конкурса «Мой дом, моя семья, моя Россия» в номинации «Литература». Постоянно участвовала с учениками в различных конкурсах и олимпиадах. Дети были победителями и призерами районных, областных и всероссийских конкурсов.
За годы работы у М.П. Макевниной собралось немало интересных историй. Хотелось бы выделить одну, которая показывает, что учителем невозможно стать, им нужно быть в душе.
Только настоящий учитель выходит из нестандартных ситуаций так же нестандартно.
– На одном из уроков русского языка я понимаю, что дети не работают и что-то напевают себе под нос. Я никак не могу заполучить их внимание. Пришлось останавливать урок и выяснять, что происходит. Как оказалось, они все напевают популярную в то время песню. Она была настолько популярна, что слова знал каждый ребенок из класса. Понимая, что нотации и уговоры мне не помогут, я предложила всему классу пропеть эту песню от начала и до конца. После этого наступила тишина, и я смогла продолжить работу.
Сейчас Мария Петровна на заслуженном отдыхе. Помогает в воспитании двух внучек Маши и Элины, по-прежнему много читает, имеет малое подсобное хозяйство. Про годы работы вспоминает с непередаваемой теплотой:
– Я выбрала путь педагога. Прекрасный и правильный путь. Я никогда об этом не сожалела. Это были счастливые годы, насыщенные трудом, заботой, яркими впечатлениями. Как же быстро пролетело время…
Артем КОРОБКО.

15 марта 2023 13:52