Усть-Медведицкая газета

Летели пули мимо…

Сергей Петрович был председателем колхоза, Евдокия Григорьевна -–домохозяйкой, прекрасной женой, заботливой матерью. В семье было шестеро детей. Всем им родители привили любовь к жизни, труду и справедливости. Николай – один из их сыновей, который, впрочем, как и остальные дети, перенял от родителей все те качества, которые помогли ему, несмотря на сложное время и различные жизненные трудности, оставаться человеком совестливым и честным. Именно о нем и пойдет речь.
Родился Николай Сергеевич Седов 1 ноября 1924 года в х. Фомихинском. Здесь же окончил семилетнюю школу, затем поехал учиться в астраханское училище на судового плотника. Первый его рабочий день на астраханском заводе увенчался началом Великой Отечественной войны. Поэтому, вместо того чтобы заниматься судостроительством, рабочие завода были привлечены к созданию бомбоубежища.
После возвращения в х. Фомихинский Николай, так же как и его ровесники, работал на тракторе – пахал землю. «Как-то утром, закончив смену, – вспоминал Николай Сергеевич, – я пошел домой. Когда пришел, услышал, как гудят самолеты. Их было пять. Началась бомбежка. Я испугался, упал». Именно с этого утра началась война для совсем еще юного парня.
Как раз в это время хлеб на полях поспел – надо было его убирать, но первой задачей перед селянами стояло сохранение скота, так как немцы подходили все ближе и ближе. Через Дон животину переправляли вплавь, ведь никакого моста в то время не было. Когда стадо перегнали за Волгу в Житкур, Николая с его товарищами как военнообязанных забрали в армию в качестве добровольцев, так как им тогда еще не было 18 лет. В Капустином Яру ребята обучались на артиллеристов-наводчиков. Через три месяца учебы всех подняли по тревоге: «В Сталинграде кончаются силы, нужно подкрепление!», и они пешком направились к Сталинграду. Когда подошли к переправе 62-й армии, их начали бомбить немецкие самолеты. Переправлять молодых воинов за Волгу к Сталинграду не стали, а распределили по полкам. Николай попал в 1105 артиллерийский полк, который направлялся в сторону Светлого Яра к озеру Цаца. Этих солдат готовили к окружению Сталинградской группировки. Когда дали команду: «Танки – вперед! Пехота – вперед!», наша армия прорвала фронт, началось окружение. Так как вся техника была 152-миллиметровой, передвигалась она на тракторах. Артиллерия не успевала за пехотой. По распределению 1105-й полк попал в Котельниково. Он остановился в местечке Челиково. Николай Сергеевич не помнит дату, но послали в этот день на разведку группу наших солдат. Оттуда они уже не вернулись, успели лишь сообщить о надвигающейся группе вражеских танковых войск. Через несколько часов эти танки пошли на полк. Для того чтобы начать обстрел врага, надо было сорвать из наледи пушку, так как она примерзла. Тракторами ее вырвали изо льда, выкатили из-за сарая, но закрепить ее не так и не удалось. Вот так, имея только пушку, пришлось отстаивать свою позицию. А танки шли по ровному полю в шахматном порядке, их было около трех сотен. Они шли прямиком на нас и обстреливали нашу позицию. И наши солдаты по ним стреляли: при каждом выстреле пушка откатывалась, надо было каждый раз ее разворачивать, устанавливать, наводить, снаряды приходилось носить все дальше и дальше… Так продержался 1105-й полк целый день. Потом кончились снаряды. Заместитель командира полка дал команду покинуть свои боевые посты, потому что немецкие танки подошли уже вплотную. Десятую батарею враг уничтожил полностью – ни один солдат не выжил.
Выполняя приказ командира, ребята начали отступать по чистому полю, покрытому белым снегом. На этом фоне наши солдаты были у врага как на ладони – очень хорошо просматривались и становились легкой мишенью для немецких танкистов.
Николай предложил своему боевому товарищу также начать отходить, но тот настоял на том, что разведка должна уходить последней. «В тот момент, – вспоминал Н.С. Седов, -–не было никакой боязни. То ли от молодости, то ли от отчаяния казалось, что вражеские пули не пробьют шинель». Вскоре сержант со старшиной рванули, Николай – следом за ними. На всю жизнь осталось в памяти молодого солдата то, как мимо пролетали снаряды, разрезая воздух, издавая звуки, а касаясь земли – взрывались. Видимо, парень родился в рубашке – ни один из этих снарядов не ранил юного бойца. Затем солдаты спустились в яр, прошли по нему километра два, дальше добрались до станции Жутово. От 1105-го артиллерийского полка осталось 42 человека. Это был неравный бой, в котором наши солдаты продержали врага сутки, не дав прорвать кольцо окружения. Расформировывать полк не стали, а направили его в село Солодняки, где укомплектовали заново.
После комплектования полк был направлен на оборону Ворошиловграда, потом в наступление на Украине, затем в Прибалтику.
Для Н.С. Седова война закончилась 12 мая в Прибалтике. После этого он был направлен на восток – на войну с японцами, но добраться успел только до Урала, где и остался на два года служить в армии.
Из наград у Николая Сергеевича орден Красной Звезды, две медали за боевые заслуги, ордена Отечественной войны, Трудового Красного Знамени – его он получил не за военные заслуги, а за доблестный труд уже в мирное время.
В 1947 году Николай Сергеевич вернулся на свою малую родину, но не в Фомихинский, а в Б-Соенский. Там женился на Екатерине Демьяновне Мироновой. Вскоре в молодой семье появился первый сын Петр. В 1949 году Седовы переехали жить в Серафимович. Затем родился еще один сын – Александр, и дочь – Галина. 21 год Николай Сергеевич проработал на комбайне.
Из архива «Усть-Медведицкой газеты».

2 февраля 2023 13:20