Усть-Медведицкая газета

Тропой православного маршрута

Три усть-медведицкие святыни, которые должен увидеть каждый

Бывшая станица Усть-Медведицкая (ныне город Серафимович) во все времена питалась и поддерживалась духовной и культурной жизнью жителей. На добрую память они оставили потомкам православные храмы, красивые здания, ставшие памятниками архитектуры, музеями. Неудивительно, что самый популярный туристический маршрут в Серафимович – паломнический.
К началу XX века станица Усть-Медведицкая украсилась куполами церквей: двух приходских – Воскресенской и Александра Невского, двух надомных – Рождественско-Богородицкой при мужской гимназии и во имя равноапостольных Петра и Павла при тюремном замке. В 1914 году на возвышенности у самого берега Дона была построена Свято-Троицкая церковь при духовном училище. Из этих церквей до настоящего времени сохранились только две: Воскресенская и Свято-Троицкая. Большое количество паломников привлекает Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь, который по праву называется Жемчужиной Дона.

Первая церковь станицы
Прекрасный вид на Воскресенскую церковь открывается с левого берега Дона. Кирпичное оштукатуренное и побеленное здание Воскресенской церкви расположено почти у самого въезда в Серафимович. Эффектно выглядит церковь в вечернее время в свете прожекторов, направленных на купола.
Это первая каменная постройка в станице Усть-Медве-дицкой. Она была заложена в 1782 году с приделом Николая Чудотворца. Освятили ее в 1787 году.
В своем «Дорожном альбоме «На родине», опубликованном в 1915 г. в «Донской церковной старине», уроженец станицы Усть-Медведицкой писатель Р.М. Крымов писал об этой церкви: «…она стоит на площади, в ожерелье из белой каменной ограды, среди корявых груш… Церковь обширна — в ней два алтаря: главный во имя Воскресения Христова и придел во имя Николая. Высоко расположены узкие, длинные окна. Огромная серебряная люстра тяжело нависла над серединою церкви».
Р.М. Крымов также отметил характерную особенность в этой церкви — ее звон: «Этот звон не стелется, словно густой, дорогой бархат, по самой земле, дрожа и сотрясая воздух, как столичный, звон. Не ревет в высоте, подобно пароходной сирене в море, как Киевский звон, не тенькает ровно и прозрачно, как звон в северных русских селах над одинокими погостами, — он радостно слетает с колокольни, как выпущенная из клетки птица, и бесконечно долго вьется в воздухе».
Во дворе церкви был похоронен атаман Войска Донского генерал от кавалерии М.Г. Власов. В 1848 г. на его могиле был поставлен памятник в виде колонны из черного мрамора на сером гранитном подии. На колонне был расположен бюст покойного, который сейчас утрачен.
Ценным архитектурным дополнением к храму стала ограда, которая была возведена одновременно со строительством храма в XVIII в., с четырьмя- тремя- и однопролетными воротами по сторонам света, выполненными в духе древнерусской архитектуры.

Возрожденный храм
В центре Серафимовича, у благоустроенного городского парка расположен Троице-Покровский храм. Приход состоит из двух храмов – на первом и втором этажах. Верхний храм освящен в честь Троицы Живоначальной, а нижний – в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Заготовка строительного материала для строительства церкви Покрова Пресвятой Богородицы при духовном училище началась зимой 1894-1895 гг. Первый камень под восточную часть был заложен 4 июня 1896 года рядом с духовным училищем.
Выстроенный по проекту ведущего архитектора Войска Донского П.С. Студеникина Покровский храм стал интересным образцом русского стиля в культовой архитектуре Волго-Донского междуречья.
В плане храм Покрова Пресвятой Богородицы — это крестообразное здание, завершающееся куполом на низком широком барабане. Алтарь и трапезная прямоугольные. Все фасады завершаются щипцами. Углы стен каждого этажа отмечены лопатками, которые сливаются с декоративными поясками под междуэтажными и завершающим карнизами. Декор выдержан в русском стиле (бровки над окнами, поребрик, кресты разной величины на верхней части, арочный и зубчатый пояс). Художественная выразительность внешнего облика во многом обусловлена группировкой оконных проемов и их обрамлением. Внутри храм был разделен на два этажа. Необходимо отметить кирпичную кладку очень высокого качества. 
Церковь осталась недостроенной скорее всего из-за недостатка средств, а также из-за войны 1914 года.
Оставила отпечаток и совесткое время, которая переоборудовало храм в цех по производству пуговиц из донских перловиц.
Прошли годы, началось восстановление голого остова церковной постройки, десятилетиями возвышавшейся над городским парком. В 2015 году состоялось освящение возрожденного храма. Сегодня Троице-Покровский храм – это совершенно иное, благостное зрелище. Особенных слов заслуживает территория, над ландшафтным дизайном которой поработали монахини Спасо-Преображенского монастыря. Они проявили истинное мастерство в этом деле: журчащий фонтан, красиво уложенная тротуарная плитка, сад камней, вечнозеленые насаждения и арки – все завораживает, радует глаз своей изысканностью.

Жемчужина Дона
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь – самый древний из монастырей Волгоградской области. Его история богата событиями и трагична.
Создан он был в 1652 году. Спустя 100 лет под Пасху 1752 года при разливе Дона он целиком ушел в воду и разрушился. К 1759 году монастырь заново отстроили. В 1863 году настоятельницей монастыря становится Арсения, с именем которой связан его небывалый расцвет.
С приходом советской власти монастырь закрыли. После Великой Отечественной войны здесь разместили электростанцию. В конце 1960 годов ее демонтировали с помощью взрывных работ. От здания остались лишь стены и мраморные колонны, изготовленные и доставленные из Италии специально для этого монастыря.
В 1992 году монастырь стал возрождаться сначала как мужской, а с 2001 года – как женский.
В 2012 году, в праздник 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря, произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери. Открыт верхний храм, на реставрацию которого ушло более 20 лет.
Храм Преображения Господня с тридцатью тремя куполами (по числу земных лет Господа нашего Иисуса Христа) строился заботами игуменьи Георгии в течение 10 лет и был освящен в 2014 году в честь Преображения Господня.
Под монастырем находятся пещеры, которые изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван «Крестным путем Спасителя» самой игуменьей Арсенией, которая рыла эти пещеры с духовными дочерьми — монахинями Никодимой, Агнией и Викториной. Другая часть пещер названа «Страстным путем Божией Матери». В пещерах Арсения намеревалась создать пещерный храм, но не успела. В 30-х годах XX века пещеры были засыпаны, но через сорок лет местные жители раскопали заваленные входы.
Вход в пещеры расположен в притворе церкви Арсения Великого (нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери), общая длина их около 165 метров. Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов.
Главной святыней подземных ходов является каменная плита, на которой оставлены отпечатки рук и ног. По преданию, игуменья Арсения молилась на нем, и ей явилась Матерь Божья. Монахини монастыря настаивают на том, что на камне отпечатки рук и ног оставила Богородица. Верующие считают, что, приложившись к этому камню в проникновенной молитве, можно исцелиться от самых разных недугов и болезней по предстательству самой Царицы Небесной и ходатайству пред Нею подвижницы и молитвенницы – преподобной матушки Арсении, причисленной к Лику Святых.
Подготовила Светлана РЯБОВА.
Фото С. Рябовой, А. Волхонского.
Материал подготовлен в рамках проекта «Точка на карте».

Троице-Покровский храм.
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь.
13 апреля 2021 13:26