Усть-Медведицкая газета

От линотипа до InDesign

26 августа 1930 года вышел в свет первый номер районной газеты «Колхозное поле». На протяжении 90 лет наша газета меняла названия и тиражи. Она стала исторической летописью Серафимовичского района. Пережила голодные 30-е, коллективизацию, тяжелые военные и послевоенные годы, лихие 90-е. Но выстояла, жива. Не теряет своей актуальности и в век высоких цифровых технологий, остается другом и источником новостей для тысяч жителей района.
Летом 1975 года сразу после окончания школы пришла сюда ученицей ручного набора М.И. Хлевова.
– Наш многочисленный в те времена коллектив выполнял общую работу – важную, ответственную, – рассказывает Марьям. – Редакция и типография были как единый слаженный механизм. Да по-другому и быть не могло. Сейчас мою профессию можно назвать забытой. Даже не верится, что всего за несколько лет общество претерпело такие технические изменения. Совсем юной пришла я на работу в цех ручного набора текста. В первые дни даже сомневалась: справлюсь ли? Честно, нелегко было. Всем профессиональным тонкостям обучала меня Нина Тихоновна Егорова. Одновременно в наборном цеху трудились 6 человек. Все женщины. Наши должности были взаимозаменяемыми и в непредвиденных случаях мы без труда подменяли друг друга.
Выпуск газеты был процессом трудоемким, тяжелым.
По макету ответственного секретаря Б.С. Панченко мы вручную набирали текст, делали оттиск и относили ему на проверку. В случае обнаружения ошибки на этом этапе букву было исправить гораздо легче, чем в последующем – из-за этой же ошибки пришлось бы менять целую строку. Затем его передавали линотипистам, которые набирали текст на специальных строкоотливных машинах – линотипах. Работать  здесь приходилось с особой осторожностью. При температуре 275 градусов жидкий свинец поступал из котла в отливной аппарат. Кипящий металл брызгал, что было очень опасно и вредно, учитывая выделяемые испарения. Еще теплые строчки из сплава горячего свинца брали в свои руки верстальщицы. Каждую строку вручную размещали в наборной раме в том порядке, как они должны были находиться в газете. Стоит отметить, наборщицы и корректор должны были уметь читать строчки в зеркальном отображении. Вы только представьте себе, насколько трудоемкой была эта работа, сколько времени занимала! Приблизительно на каждую полосу у нас уходило часа полтора. Готовая сверстанная газета снималась на гранку – светочувствительную пластину. Ее ставили на подъемник и спускали в печатный цех. Он находился на нижнем, цокольном этаже. Гранка со свинцовыми строчками была тяжелой, около 30 кг, поэтому подъемный механизм приходился как нельзя кстати. Далее оставалось дело за печатником. Первый, пробный оттиск газеты шел на заключительную контрольную проверку ответсекретарю Б.С. Панченко и корректору Л.А.Павловой. Конечно, последнее слово всегда было за редактором.
Со своим личным временем не считался никто. В нашем коллективе на первом месте всегда стоял выпуск газеты. Зачастую с работы возвращались не ранее 9 часов вечера. Последним уходил печатник. Вы спросите: а как же семья, дети? Да так и получалось, что даже забрать ребенка из садика не успевала. Но воспитатели с пониманием относились к издержкам нашей профессии.

Линотип – оборудование типографии до 90-х гг.


В последующем свинцовые строчки набранной газеты шли на переплавку. Но прежде мы тщательно отмывали их бензином от остатков краски. Отлитые свинцовые «чушки» вновь шли в производство. Даже грузовичок свой был. На нем мы ездили за бумагой. В огромных рулонах по 300-400 кг доставляли ее в типографию, а после вручную выгружали на складе. И никто за эти годы не роптал, не жаловался. Уважительно относились друг к другу. Коллектив был дружный, сплоченный, веселый. Но в ответственный момент каждый из нас четко знал свое дело и профессионально выполнял работу.
Мир не стоит на месте. Не прошли научно-технические изменения и мимо полиграфии. Появились новейшие технологии изготовления полиграфической продукции: офсетная, полноцветная печать, компьютерный набор.
Сегодня существует множество инструментов для работы с текстом, графикой. Благодаря современным цифровым технологиям и оборудованию полиграфисты, дизайнеры могут управлять каждой печатной страницей, ее шаблонами, стилями. Новые компьютерные программы позволяют создавать самые разные макеты: от рекламы до полноценных журналов и газет. В настоящее время в нашей редакции газета верстается с помощью программы InDesign. Она позволяет создавать документы с их последующим выводом на типографские машины промышленного уровня. Вот так с течением времени газета прошла путь от линотипа до InDesign.
– Далеко вперед шагнула жизнь, – говорит М.И. Хлевова. – Современная печатная продукция отличается превосходным качеством. Только вглядитесь, какая бумага, цвета, дизайн, переплет. А кропотливый ручной труд наборщика текста и линотиписта давно заменили машины и новейшие цифровые технологии. Даже не верится. В наше трудовое время мы и помечтать бы о таком не смели.
Ольга Соколкова.

31 августа 2020 14:24