Усть-Медведицкая газета

Всестороннее развитие детей – вклад в будущее страны

Каждая семья сталкивается с проблемой: чем занять ребенка после школы? В силу занятости на работе или дома мы зачастую не можем сами уделять достаточно времени своим детям. И задача-минимум – обезопасить ребенка от плохих компаний или получения физических травм – становится задачей-максимум: продолжить его правильную социализацию, развитие талантов и способностей. Именно этому и служит сфера дополнительного образования.

Первое решение о развитии внешкольного образования на государственном уровне было принято в 1917 году. На сегодняшний день эта сфера продолжает свое развитие и остается одной из важнейших. Она направлена на всестороннее развитие человека: интеллектуальное, духовно-нравственное, физическое, профессиональное.
О реалиях дополнительного образования в Серафимовичском районе мы поговорили с заместителем начальника отдела по образованию, опеке и попечительству Н.Н. Черкесовой.
– Федеральный проект «Успех каждого ребенка» – одно из направлений национального проекта «Образование», – рассказывает Наталья Николаевна. – Проект направлен на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Фактически это эволюционное развитие федерального приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование», который активно воплощается в жизнь по всей Волгоградской области, в том числе и нашем районе.

Основная идея проекта состоит в выстраивании системы от доступного дополнительного образования к успеху каждого ребенка. В целях реализации проекта в Серафимовичском муниципальном районе, на базе Серафимовичской детской школы искусств с 2019 года создан и работает муниципальный опорный центр дополнительного образования. Целью его деятельности является увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами с помощью внедрения новых форм и методов организации образовательного процесса и моделей управления системой дополнительного образования детей.

В систему дополнительного образования нашего района входят 20 образовательных учреждений, имеющих соответствующую лицензию. Совместно со всеми учреждениями муниципальный опорный центр формирует базу системы допобразования детей Серафимовичского района, включающую содержательное наполнение и функционирование информационного общедоступного интернет-портала – навигатор дополнительного образования. Это позволит семьям Серафимовичского района выбирать образовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными потребностями и возможностями.

– Дополнительное образование – пространство личностного роста, – продолжает Наталья Николаевна. – Для того чтобы родители могли выбирать, а дети посещать за счет бюджетных средств наиболее полезные и интересные для них программы, с августа 2019 года в Серафимовичском районе запущен пилотный проект по персонифицированному финансированию допобразования. Это означает, что каждый ребенок имеет право обучаться по программам дополнительного образования за счет средств, выделенных государством, путем получения так называемого сертификата. Сертификат представляет собой запись в электронном реестре. Данные о наличии сертификата, списании со счета и остатке средств доступны в личном кабинете родителя (законного представителя ребенка) на сайте навигатора. Речь идет не о конкретном документе, а о праве семей. Финансовые средства не попадают в руки потребителей. Вместе с сертификатом родители получают право на выбор услуги дополнительного образования. Бюджетные средства перечисляются организации, реализующей дополнительную образовательную программу. Сертификат призван обеспечить более высокое качество программ дополнительного образования детей. После внедрения системы персонифицированного финансирования родители будут сами выбирать, какую программу финансировать – оплачивать за счет средств сертификата. Невостребованные программы, с недостаточным количеством детей в группах, вынуждены будут меняться в лучшую сторону для привлечения обучающихся.
Серафимовичский муниципальный опорный центр дополнительного образования находится на начальном этапе своего становления, но уже сейчас мы понимаем, какую нишу заполнят подобные центры в региональной системе дополнительного образования детей.

В рамках реализации национального проекта «Образование», федерального проекта «Успех каждого ребенка» в Серафимовичском районе реализуются мероприятия по созданию новых мест дополнительного образования детей. С 1 сентября 2021 года на базе пяти образовательных учреждений района (Клетско-Почтовской, Теркинской и городских школ №1 и №2, детской школы искусств) создано 510 новых мест допобразования детей для реализации дополнительных общеразвивающих программ технической, естественнонаучной, социально-педагогической, туристско-краеведческой направленности.
К началу этого учебного года создано 145 новых мест дополнительного образования на базе Зимняцкой средней школы. С 1 сентября этого года открыто зачисление на обучение по программам дополнительного образования естественнонаучной направленности «Экология вокруг нас» и физкультурно-спортивной направленности «Я выбираю футбол». Выбор именно этого направления не стал спонтанным, так как в прошлом году, в рамках программы по модернизации спортивных площадок, на территории поселения появилась большая современная площадка. А в дальнейших планах стоит задача модернизации спортзала.
Для реализации этих программ образовательные учреждения получили новое оборудование, а руководители и педагоги прошли курсы повышения квалификации.

Мы спросили у Натальи Николаевны, есть ли сегодня проблемы в организации дополнительного образования.
– Недостаток квалифицированных кадров по различным направлениям дополнительного образования, – отвечает Н.Н. Черкесова, – удаленность учреждений дополнительного образования от сельских школ, ограниченная доступность инфраструктуры дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями (детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), необходимость укрепления материально-технической базы школ. Все эти проблемы отражены в новой концепции развития дополнительного образования, принятой правительством РФ 31 марта 2022 года. В рамках этой концепции также построен план решения этих проблем.
Тем не менее, дополнительное и основное образование должны создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного развития личности каждого ребенка. Вот почему трудно переоценить важность дополнительного образования. Хочется верить, что будет сделано все возможное для обновления содержания этой сферы, решения вопроса кадров, укрепления материальной базы организаций допобразования детей. Ведь это вклад в будущее России.
Наш корр.

Материал подготовлен в рамках проекта «Молодежь – будущее района».

1 ноября 2022 14:30