Усть-Медведицкая газета

Спустя 40 лет все так же важен

40 лет назад, 26 сентября 1984 года жители города Серафимовича праздновали по-настоящему важное и выдающееся событие — открытие моста через реку Дон.

Радости жителей не было предела. Во время торжественной церемонии первыми по мосту прошли казаки и казачки в традиционных костюмах, за ними — отряд мотоциклистов с флагами и колонна автомашин.

Однако мало кто сейчас вспомнит, сколько сложностей пришлось преодолеть для того, чтобы железобетонный красавец наконец соединил правый и левый берега батюшки Дона в районе города Серафимовича, и это празднование состоялось.

Сложности были не только технологические (хотя их тоже было в достатке), первой и главной сложностью стало изыскать финансы и доказать выгодность и необходимость строительства моста у города Серафимовича. Да, именно необходимость. В это сейчас сложно поверить, еще сложнее в это было поверить жителям нашего города и района тех лет.

— Серафимович всегда отличался своими особенностями и одной из них была географическая, — вспоминает почетный житель Серафимовичского района Николай Тарасов (прим. ред. Николай Викторович принимал участие в строительстве моста, работал водителем автобуса, перевозившего мостостроителей). — Для того, чтобы добраться до Михайловки, в те годы нужно было дважды переправиться через реку. Через Дон у Серафимовича и через Медведицу в станице Арчединской. Сейчас это кажется смешным, но водители на предприятиях, чтобы привезти груз из Михайловки, брали путевку на 3 дня: день  на дорогу в одну сторону, день на загрузку и день на обратную дорогу. Понтонный мост и паромная переправа всегда были перегружены, и порой даже приходилось ночевать на другой стороне Дона, пока ожидаешь своей очереди. Зимой водители рисковали своими жизнями и ездили по льду, а вовремя весеннего паводка и ледохода возможности переправиться не было вовсе. Мост был жизненно необходим.

Кажется, что этих доводов должно было быть более чем достаточно, однако существовала одна загвоздка. Свой мост через реку Дон хотели построить и в станице Вешенской. В Госстрое сказали: «Два моста через реку Дон — это много», а вешенцы использовали авторитет своего земляка — писателя Михаила Шолохова.

Для решения неотложной задачи в Москву выехала Серафимовичская делегация во главе с первым секретарем райкома КПСС Николаем Михайловичем Лапиным. Вместе с ним в составе делегации в столицу отправились председатель райисполкома А.Г. Черняев, председатель межколхозстроя В.Г. Авраменко и председатель колхоза им. Ленина А.Ф. Сухов.

Сложно сегодня сказать, какой из аргументов сыграл главную роль, но судьбоносное для серафимовичцев решение было принято и разрешение на строительство моста получено.

— Я работал водителем, в один из вечеров мы вместе с товарищами в очередной раз стояли в ожидании своей очереди на переправу, — вспоминает Николай Тарасов. — К нашей компании подошел Александр Черняев и сообщил, что решение наконец принято и мост будет построен. Сложно словами описать нашу радость, это был настоящий праздник.

Праздник был и у всех жителей. Хорошая новость моментально разлетелась по всему району. В конце сентября 1975 года начались первые подготовительные работы.

Уже в начале 1976 года на место строительства приехали работники 57-го Мостотряда из Волгограда — базового предприятия, которое занималось возведением моста. Городок для строителей был разбит неподалеку от хутора Березки. К масштабному проекту также были привлечены монтажники, которые незадолго до этого строили подобный мост в Калаче-на-Дону. Принимали участие в строительстве и жители Серафимовичского района.

— В 1972 году я окончил Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства, после этого работал прорабом в колхозе, — вспоминает Станислав Рустамов (прим. ред. Станислав — житель Серафимовича, участвовавший в строительстве моста с первых дней и до окончания работ над объектом. Работал сначала мастером, затем монтажником). — По всему городу говорили о строительстве моста, уже проводились изыскательные работы. Мне стало интересно, захотелось поучаствовать в таком масштабном строительстве. Можно сказать, что этот момент стал переломным в моей жизни, в дальнейшем я 43 года занимался мостостроительством, принимал участие в возведении мостов через Волгу, Горный Балыклей и многих других.

Строительство пошло ударными темпами и прерывалось лишь по причине весенних паводков, во время которых вода поднималась до 9 метров и доходила до самого хутора Березки.

Когда опоры моста были готовы, начали привозить пролетные блоки, которые производились в Калаче-на-Дону, на заводе, специально построенном там во время строительства Калачевского моста. Вес этих блоков был от 45 до 60 тонн.

— Интересный факт, что на строительстве нашего моста крановщицей была женщина — Мария Васильевна, к сожалению, не могу вспомнить ее фамилию, — рассказывает Николай Тарасов. — Все блоки были подняты благодаря ее мастерству.

Благодаря профессионализму и преданности своему делу тружеников, которые работали в две, а иногда и в три смены, мост рост на глазах, однако, как оказалось, все трудности еще не остались позади.

В 1982, когда строительство уже перешло экватор и возводился 4 пролет из 5 запланированных, произошла трагедия.

— Не выдержала нижняя плита переходного блока и весь пролет обрушился, — вспоминает Станислав Рустамов. — В тот день во время аварии погибли 4 человека.

Несмотря на несчастный случай, уверенность в том, что важнейший проект будет доведен до завершения не покидала ни работников, ни жителей района. Работы были продолжены.

И цель действительно была достигнута. Спустя 2 года строительство было завершено, и мост был готов к испытаниям.

— Первым испытанием стало испытание максимальным весом, — рассказывает Николай Тарасов. — Для того, чтобы собрать необходимые 300 тонн, были мобилизованы все КАМАЗы в городе и даже привлекалась техника из Зимняцкого сельского поселения. Автомобили медленно прошли по мосту. Завершающим этапом испытаний стала проверка на вибрации. 5 КАМАЗов проехали через мост на скорости 100 километров в час. Как сейчас помню одного из бригадиров — Александра Косырькова, который во время испытаний, держась за перила моста выкурил больше пачки сигарет за полтора часа. Но все прошло успешно, и мост по-прежнему стоит и, надеюсь, простоит еще много лет.

Сентябрь 1986 года навсегда вошел в историю Серафимовичского района. «Мост в будущее», как его тогда называли, был построен. Проблема транспортного сообщения между левобережной и правобережной зонами района и железнодорожной станцией Себряково в городе Михайловке была решена. Был открыт путь на юг области и возможность строительства новых трасс в дальнейшем соединивших различные регионы нашей страны.

Спустя 40 лет могучий Атлант все еще держит на своих плечах берега тихого Дона и все так же важен для каждого жителя нашего района.

Артем КОРОБКО.

Фото Андрея КОВАЛЕВА

26 сентября 2024 9:33