Школа жизни для детей с овз
Жить с ограниченными возможностями здоровья – это не значит закрыться от общества, самоизолироваться. В современном мире люди с ОВЗ живут со всеми наравне. О том, как проходит процесс адаптации детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, расскажем вам на примере Серафимовичской школы-интерната.
История Серафимовичской школы-интерната, как не странно, начинается в городе Камышине, где в 1950 году по инициативе Сталинградского областного отдела народного образования была создана Областная вспомогательная школа. Через 4 года, приказом этого же ОБЛОНО, школа была переведена в город Серафимович.
В 2001 году Областную вспомогательную школу переименовали в Серафимовичскую специальную (коррекционную) школу-интернат VIII вида.
Свое современное название – Серафимовичская школа-интернат – учреждение получило в декабре 2015 года.
За эти годы изменилось многое, но не изменилось главное – основной задачей школы остается помощь особенным детям. Детям, которые очень в ней нуждаются.
На сегодняшний день Серафимовичская школа-интернат работает под учредительством Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области. В ней обучаются 112 учеников. Главным фактором, объединившим этих ребят, стали ограниченные возможности здоровья, а именно интеллектуальные нарушения.
В школу-интернат дети попадают после прохождения территориальной ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Обращение к комиссии может поступить как от родителей (законных представителей), так и от педагогов школы, если у ребенка, по их мнению, есть какие-либо отклонения от нормы. Ребенок не справляется с учебной программой в обычной школе, у него низкий уровень познавательной активности, плохо развитая моторика, отставание в речевом развитии – эти и многие другие факторы могут указывать на интеллектуальные нарушения.
В состав ПМПК входят психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог, детский психиатр. Прежде всего члены комиссии изучают результаты медосмотра, чтобы исключить физические причины. Далее профильные специалисты общаются с ребенком, задают ему различные вопросы. По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, который носит рекомендательный характер. В нем будут содержаться рекомендации родителям (законным представителям): сможет ли ребенок обучаться в обычной школе или ему рекомендовано специальное учреждение, нужны ли ему дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом и психологом, лечение и наблюдение у врачей.
– В этом учебном году в нашей школе в 13 классах-комплектах обучаются 112 человек, – рассказывает заместитель директора по учебной работе Наталья Ивановна Любимова. – Это не только дети из Серафимовичского района, но и из 9 других районов Волгоградской области. Приезжие ребята проживают в школе-интернате на постоянной основе, родители могут забирать их домой на выходные, праздники, каникулы. Местные живут дома и приходят к нам на время учебного процесса.
Во внеурочное время с учащимися находятся воспитатели, во время занятий – учителя. Помимо учителей общеобразовательных предметов в школе есть и педагоги узких специальностей (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед). В педагогический состав Серафимовичской школы-интерната входит 31 человек, каждый из которых имеет специальность олигофренопедагога. Но это далеко не весь коллектив, который работает на благо детей. В штат сотрудников учреждения также входят повара, вахтеры, охрана, младший обслуживающий персонал, медики, водители.
С 2023 года образовательный процесс в Серафимовичской школе-интернате проходит в соответствии с Федеральной адаптированной общеобразовательной программой (ФАООП) образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
В этой программе определен перечень предметов, рекомендованных для детей с интеллектуальными нарушениями.
Согласно ФАООП учебный план разделен на 3 части: обязательную, коррекционно-развивающие занятия, внеурочную деятельность.
В обязательную часть в основном входят предметы, хорошо знакомые каждому (русский язык, чтение, математика, информатика, природоведение, биология, география, музыка, история, рисование), однако есть и предметы, адаптированные под специфику учреждения (основы социальной жизни, адаптивная физическая культура, профильный труд). И если с адаптивной физической культурой все просто и понятно – каждый ребенок получает физическую нагрузку в соответствии со своими возможностям, то остальным предметам из этого списка стоит уделить отдельное внимание, ведь именно они – основа социализации школьников.
Курс «Основы социальной жизни» направлен на практическую подготовку детей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Простыми словами ребенку рассказывают о правилах безопасности в быту, личной гигиене, приеме пищи, учат пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской службы. Все те вещи, которые для нас кажутся обыденными и повседневными, ученики школы-интерната проходят в рамках этого курса.
Предмет «Профильный труд» является одним из важнейших общеобразовательных предметов в учреждениях, осуществляющих обучение детей с интеллектуальными нарушениями, ведь именно он позволяет ученикам еще со школьной скамьи овладевать профессиями, которые в дальнейшем могут стать для них основными. В Серафимовичской школе-интернате в рамках профильного труда школьники изучают швейное, столярное, штукатурно-малярное и слесарное дело, сельскохозяйственный труд, основы подготовки младшего обслуживающего персонала.
Следующая часть учебного плана – это коррекционно-развивающие занятия. На этих курсах учащиеся занимаются подгруппами или индивидуально. Предметы направлены на проблемы, которые у ребенка необходимо скорректировать: ритмика, развитие психомоторики и сенсорных процессов, логопедия и многие другие. Этим занятиям уделяется огромное внимание и большое количество часов после общеобразовательного процесса.
Третья часть учебного плана – это внеурочная деятельность. К внеурочной деятельности относятся кружки самодеятельности различной направленности (прикладные, спортивно-оздоровительные, художественно-эстетические, патриотические). В рамках этой деятельности ребята с радостью участвуют в различных конкурсах и мероприятиях, спортивных соревнованиях, успешно сдают нормативы ГТО.
– Наша главная цель – это социализация и адаптация наших учеников, развитие ребенка до его возможного уровня, – говорит Наталья Ивановна. – Этот уровень у ребят разный, поэтому очень важен индивидуальный подход к каждому. Наш учебный план адаптирован под индивидуальность детей и позволяет максимально раскрыть их возможности.
День для проживающих на территории школы-интерната учащихся начинается в 7:00. После подъема проходит зарядка с воспитателями, уборка спален, утренний туалет, завтрак. Учебные занятия стартуют в 8:20, на этом этапе к проживающим присоединяются местные ученики. После третьего урока все дети отправляются на второй завтрак, далее продолжение занятий и обед. После обеда приходит время коррекционных занятий, кружков и воспитательных мероприятий.
– Воспитательные мероприятия – это то время, из которого мы пытаемся выжать максимум для социализации детей, –поясняет Н.И. Любимова. – Проводим мероприятия совместно с сотрудниками полиции, на которых ребятам рассказывают о правах, законах, здоровом образе жизни, посещаем выставки в казачьей картинной галерее, библиотеку, местные музеи и концерты.
В 16:10 проживающие в школе ученики возвращаются на полдник. Затем прогулка и свободное время. С 19:00 до 20:00 – ужин, после которого свободное время, уход за одеждой и вечерний туалет. Засыпает Серафимовичская школа-интернат в 21:00, на ночь вместе с детьми в корпусе остаются младшие воспитатели.
Обучение в школе-интернате проводится с 1 по 9 класс. Окончив учреждение, ребята получают «Свидетельство об обучении». В преддверие выпуска специалисты Серафимовичской школы-интерната проводят активную профориентационную работу с учениками и их родителями. Отталкиваясь от способностей ребенка, они советуют оптимальные учебные заведения и специальности для продолжения развития. Также для выпускников подготавливается полный комплект документов для поступления.
Большое количество выпускников в дальнейшем находят свое место в жизни. Они с успехом работают в сельскохозяйственных предприятиях, заведениях общепита, строительной сфере и сфере обслуживания, проходят службу по контракту в вооруженных силах РФ.
Серафимовичская школа-интернат – это настоящая школа жизни для детей с ОВЗ. Здесь они получают образование и рабочие навыки, заводят друзей, впервые влюбляются. Благодаря теплу и заботе персонала школы процесс социализации и адаптации проходит максимально комфортно и за двери родной альма-матер выходят полноценные члены общества.
Артем КОРОБКО.
Материал подготовлен в рамках
проекта «Возможности ограничены, способности безграничны».