Усть-Медведицкая газета

АКТУАЛЬНОСТЬ КАЗАЧЬЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогические встречи на базе образовательных учреждений Серафимовичского района продолжаются. На этот раз обучающий семинар прошел в Буерак-Поповской казачьей школе. Темой мероприятия стало внедрение и реализация казачьего компонента через урочную и внеурочную деятельность школьников.

Напомним, региональный статус казачьей школы был торжественно присвоен школе в этом году, 19 августа. Но стоит отметить, что большая работа по воспитанию детей в духе славных казачьих традиций ведется в школе уже более десяти лет. Педагоги вместе с обучающимися Буерак-Поповской школы поделились с коллегами опытом своей работы в дружественной обстановке. Все было устроено тепло и гостеприимно, как на настоящих казачьих посиделках.
Участниками этого уникального проекта стали руководители, методисты и педагоги образовательных учреждений Серафимовичского района, а также заместитель начальника отдела по образованию, опеке и попечительству администрации Серафимовичского муниципального района Н.В. Капустина и атаман Буерак-Поповского сельского поселения И.П. Осетров.

На открытии мероприятия «Казачьи посиделки» участников семинара приветствовала директор Буерак-Поповской средней казачьей школы О.Н. Дьячихина:
– Для связи поколения с историческим прошлым своего народа, его настоящего и будущего, при поддержке губернатора Волгоградской области А.И. Бочарова, в нашем регионе развивается система непрерывного казачьего образования. С 2010 года наша школа работает над внедрением казачьего компонента в учебно-воспитательный процесс. Такие высокие нравственные качества, живущие в казачестве – стремление встать на защиту Родины, уважительное отношение к старшим и доброе – к младшим – и определили актуальность традиций казачества и внедрение его компонента в образовательный процесс.
Возрождение культурных традиций донского казачества актуально и с педагогической точки зрения, так как культурное казачье наследие является фундаментом нравственно-патриотических ценностей народного воспитания.
Целостную систему казачьего образования активно создает коллектив школы совместно с общественными организациями. За поддержку Ольга Николаевна выразила благодарность всему казачьему обществу и коллективу акционерного общества «им. Калинина» (директор В.Ю. Гречишников), казакам-наставникам школы, своему педагогическому коллективу, отделу по образованию, опеке и попечительству, а также родителям учащихся и выпускникам школы, которые никогда не отказывают в помощи.

Визитную карточку казачьей школы представила команда «Донцы». Гости школы увидели выступление казаков и танцевальную композицию детского объединения с танцем «Чернобровая казачка». На мотивационно-целевом этапе о работе самоуправления в казачьей школе, его актуальности и проблемах рассказала лидер детского объединения «Мы – россияне» Елизавета Пастушкова.
Перед практической частью педагог-организатор, учитель истории и обществознания Буерак-Поповской школы Н.Н. Попова в своем выступлении на тему «Казачество: планы, перспективы, будущее школы» рассказала участникам семинара о том, как развивалось казачество в учреждении, какие мероприятия и праздники проводятся, как это повлияло на рост учащихся и будущее выпускников. Отметим, что сама работа начинается еще с детского сада. Совместное проведение праздников, повторяющихся из года в год, оказывают большое влияние в формировании казачьих традиций у детей. К ним относятся День матери, Новый год, Рождество, Масленица, весна и осень на Дону, День Победы и другие. В дошкольной группе «Улыбка» создан свой мини-музей народных промыслов «Как жили в старину».
О том, как именно проходит внедрение и реализация казачьего компонента в Буерак-Поповской школе, доложила коллегам старший методист по УВР казачьей школы Т.Н. Пастушкова. Например, в урочной деятельности тема казачества реализуется через модуль «Основы православной культуры». Он включает в себя экскурсии в храм, православные выставки, встречи со священнослужителями. Реализация идет и через уроки истории, обществознания, географии. Казачий компонент включен и в предметные области химии, биологии, изобразительного искусства.
Особое место занимают занятия музыкой и танцами. Возобновила свою работу вокальная группа «Дончата», которую возглавили руководитель народного ансамбля казачьей песни «Донцы» Серафимовичского литературно-краеведческого музея Л.В. Кищакова и концертмейстер В.В. Кищаков. На базе школы уже много лет для начальных классов функционирует танцевальный кружок «Казачок», который возглавляет учитель начальных классов С.Е. Голенева, а также кружок танцев «Младушка», работающий совместно с сельским культурно-досуговым центром под руководством директора М.С. Голеневой.
Во время внеурочной деятельности тема «Казачества» реализуется через работу кружков и секций. К примеру, школьный спортивный клуб «Казачьи забавы» внедряет подвижные игры «Ловкие казачата» в начальной школе. Школьный спортивный клуб «Донцы» реализует свою деятельность через Школу безопасности «Казачий поход» (спортивное ориентирование и туризм) в основной школе и через общую физическую подготовку в средней школе.
Интересным этапом педагогического семинара стала его практическая часть. Учителя и руководители школ района сами побывали в роли учеников. Так, участники семинара посетили урок литературы, который провела учитель русского языка и литературы С.С. Алексашина, и изучили особенности проведения старинной свадьбы донских казаков и познакомились с обрядом «Подушки». Не только интересной, но и познавательной была защита исследовательского проекта: «Скрининг азотофиксирующих бактерий на способность к стимулированию роста растений (озимой пшеницы). Поиск продуцентов антимикробных веществ». Работа проводилась школьниками – научными волонтерами, гражданскими исследователями под руководством наставника О.В. Зотовой в рамках исследовательской программы «Всероссийский атлас почвенных микроорганизмов. Охотники за микробами». Учитель начальных классов С.Е. Голенева провела мастер-класс по изобразительному искусству «Донских степей неяркая краса. Семикаракорская керамика», на котором участники расписали чайный сервиз из бумаги.

На мастер-классе «Мудрость родительской любви», который проводила учитель начальных классов И.В. Осетрова, участники семинара поработали в роли родителей. В ходе родительского собрания «родители», разыграв различные ситуации, прошли путь по тропинке родительской любви и построили дом, в котором живет любовь. Учитель физической культуры Т.Г. Шагабудинова провела самое активное внеклассное занятие «Казачьи забавы». Участники семинара вместе с учащимися школы играли в народные казачьи игры «Плетень», «Уточка», «Заря-заряница» и другие. Еще одним интересным проектом в школе стал проект-практикум «Блюда казачьей кухни» у учителя математики И.А. Трофимовой. Участники семинара отведали приготовленную своими руками тыквенную кашу, узнали много нового о казачьей утвари и блюдах.
После каждого занятия проходил рефлексивный этап, на котором педагоги-участники оценивали интерес проведения всех мероприятий.
Татьяна МОРСКОВА.
Фото Андрея КОВАЛЕВА.

8 ноября 2023 11:49