УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
Наверное, каждому из нас есть за что сказать спасибо учителям, и нынешний год для этого самый подходящий, ведь он объявлен Годом педагога и наставника. На страницах «Усть-Медведицкой газеты» все чаще появляются истории о наших дорогих учителях, за годы работы заслуживших любовь и признание своих учеников. Сегодня расскажем об одном из таких педагогов, учителе истории и социальных дисциплин Буерак-Попоской средней школы Н.Н. Поповой. В своей профессии она уже более 30 лет.
ПРИЗВАНИЕ
Наталия Николаевна родилась в 1972 году в городе Серафимовиче.
– Родители мои тоже родом из нашего края, – рассказывает Наталия Николаевна. – Но нашей семье пришлось переехать в Крым, где мы прожили порядка 20 лет. Волею судьбы, уже во взрослом возрасте я приехала в гости к брату на свою историческую родину – в хутор Буерак-Поповский, где и встретила своего будущего мужа. А в местной школе была вакансия старшей вожатой, на этом месте я поработала несколько лет. Интересный факт, что мой дедушка, Петр Николаевич Попов, уроженец хутора Буерак-Поповского, до Великой Отечественной войны тоже работал вожатым в местной школе.
А когда в школу потребовался учитель истории, Наталия Николаевна стала преподавать этот предмет, поступив заочно в Волгоградский педагогический университет за вторым высшим образованием, уже историка.
– Учитель истории – это моя вторая профессия, по первой я библиотекарь-библиограф, – продолжает педагог. – Интерес к книгам, литературе, особенно исторической, у меня с детства, отсюда и выбор профессии. С годами возникла потребность передать любовь к любимой истории детям, и вот я работаю в школе в общей сложности 30 лет. Могу сказать совершенно определенно – выбор был осознанным, ни разу не пожалела о том, что кардинально изменила свою жизнь.
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД
– Осваивая новое для себя пространство, я заочно получила второе высшее образование в педуниверситете по специальности учителя истории, параллельно осваивала образовательные программы, методики и технологии, трансформируя их применительно к своему уровню теоретической подготовки, личным качествам, жизненному опыту, вырабатывала свои методологические подходы. Моя роль на уроке – организовать, заинтересовать, вдохновить учеников на самостоятельную работу, будь то проект, исследовательская работа, презентация, эссе, реферат, творческая работа или обычная работа с текстом учебника, историческим документом. Мне нравится создавать на уроке творческую, деятельностную атмосферу, нравится наблюдать маленькие открытия учеников, видеть радостный блеск их глаз и сформулированный вывод слабого ученика. Приобретенные знания помогают мне сделать уроки живыми, нескучными, интересными не только для детей, но и для себя, ведь вместе с учениками мы ищем истину и это здорово. «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую», – сказал русский историк В.О. Ключевский. Следуя этому принципу, вместе с детьми постигаем историческую науку через личностное начало в ней, поскольку «ценность имеют те знания, которые приобретены самостоятельным путем». И это мои главные принципы в работе.
БОЛЬШАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Сама по себе профессия учителя – это большая ответственность, а Наталия Николаевна еще и очень активный человек, и не боится брать на себя дополнительную. Два года она работала руководителем районного методического объединения учителей истории и обществознания. В рамках этой должности она организовывала среди педагогов района конференции, семинары и многое другое.
Также немалую ответственность накладывает статус учителя высшей категории, который Н.Н. Попова подтверждает, проходя аттестацию уже в течение 15 лет.
Традиционно многие школьники выбирают для сдачи выпускных экзаменов именно обществознание и историю. И это также накладывает определенную ответственность не только на выпускника, но и на педагога. Ведь от результатов экзаменов действительно во многом зависит судьба детей.
УРОК, ИНТЕРЕСНЫЙ ДЛЯ ВСЕХ
Учитель по истории и обществознанию в сельской школе обучает предметам детей с пятого по одиннадцатый класс. Возраст детей самый разный, а значит, и подход к каждому индивидуален.
– На всех уроках мне с детьми интересно, – отмечает Н.Н. Попова. – Для пятиклашек все на моих уроках в новинку. Когда они приходят после начальной школы, у них глаза горят, они очень любознательны и это помогает в освоении материала. А в учебнике как раз интереснейшие темы об истории Древнего мира, египетских пирамидах, древнем Китае, Индии и т.д. Здорово, конечно же, работать и с учениками выпускных классов, ведь они ориентированы на получение высшего образования, максимально сосредоточены, все свои силы отдают учебе, они очень мотивированы.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными, запоминающимися, но для этого недостаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. В моей педагогической работе «Разбудить мысль» ученика, привлечь его внимание к изучаемой исторической проблеме, личности – является основным. Почему я акцентирую внимание именно на этом? Потому что начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Мыслить человек начинает именно тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.
А изучать историю, как считает Наталия Николаевна, можно начинать сразу, как только ребенок научился читать:
– Вы удивитесь, но даже сказки ненавязчиво рассказывают детям об истории, – продолжает Н.Н. Попова. – Интересное объяснение реальных событий в сказочной форме есть именно в русских народных сказках. Даже всеми любимая «Курочка Ряба» дает описание зарождения жизни. К примеру, у этой курочки было не просто сколько-то перышек, а 365, что соответствует количеству дней в году, а золотое яичко – символ жизни, это солнце, от которого зародилось все живое на Земле. И так во многих наших сказках объясняются исторические события и рассказывается о сотворении мира.
Сама Наталия Николаевна очень любит изучать историю России, отмечая при этом, что на примере истории нашей страны можно изучать любое историческое явление. К этому прислушиваются учащиеся, многие из которых даже после выпуска из школы продолжают интересоваться историей.
ГЛАВНАЯ НАГРАДА
У педагога немало грамот и благодарственных писем от администрации района, а также награды за участие в различных олимпиадах и конкурсах в качестве научного руководителя. Но какова же главная награда в жизни учителя? Как призналась Н.Н. Попова, это успехи ее учеников:
– Я очень рада, что могу детям хоть немного помочь в этой жизни. А именно, поступить вне конкурса в высшее учебное заведение, поверить в себя, реализовать свою мечту. Когда это происходит, чувствуешь, что работаешь не напрасно. Многие выпускники школы и до сей поры увлекаются историей и обществознанием. И это я считаю своей главной наградой.
Наталия Николаевна является не только опытным педагогом, но и прекрасной женой и мамой, а с недавних пор еще и заботливой бабушкой. У нее есть взрослая дочь Мария, а полгода назад родилась внучка. Дочь Н.Н. Поповой тоже окончила Буерак-Поповскую школу и сейчас живет с семьей в Новороссийске.
Наверняка многие педагоги осторожно и ненавязчиво направляют детей перед их выпуском во взрослую жизнь, показывая наиболее верный путь, при этом, конечно, переживая за каждого из «своих» детей. Именно поэтому профессию учителя принято считать призванием. Ведь в образовательных учреждениях не работают случайные люди, они отдаются своей работе всей душой, и это видно в каждом новом достижении обучающихся. А любовь и уважение учеников – высшая степень признания работы педагога, и эту награду Наталия Николаевна ценит больше всего.
Ксения ПОПОВА.