Учитель, педагог, наставник
Невозможно переоценить роль физической культуры и спорта в жизни людей. Формула здоровья удивительно проста: если хочешь быть здоровым, спортом занимайся! А приучают нас к физической культуре еще с раннего детства: сначала в детском саду, затем в школе, колледже, техникуме, вузе и т.д. Для многих самым любимым уроком стала именно «физра».
Сегодня мы расскажем о работе одного из спортивных наставников, учителе физкультуры Викторе Николаевиче Лукьянове. Он работает в Серафимовичской школе-интернате с 1995 года.
Виктор Николаевич родился в Серафимовиче, здесь закончил школу, поступил в Михайловское педагогическое училище им. Н.К. Крупской. В 1988 году окончил его, после чего вернулся в родной город.
– Когда я поступал в педучилище, был большой конкурс, и многие мне говорили, что я не пройду, не смогу там учиться. Но меня поддержала мама, Валентина Васильевна, которая 56 лет проработала в школе. И я поступил, – вспоминает Виктор Николаевич.
По распределению В.Н. Лукьянов был направлен в местный детский дом. Через 3 месяца его призвали в ряды вооруженных сил, и с 1988 по 1990 год служил в Польской Народной Республике.
– После демобилизации я устроился работать на стадион методистом, инструктором по спорту ДСО «Урожай», – рассказывает В.Н. Лукьянов. – Спустя полгода стал подрабатывать в детском саду №5, приходил утром каждый день, и мы с определенной группой выполняли зарядку, упражнения. Еще был тренером в ДЮСШ, совмещая работу воспитателем в школе-интернате.
Прошло время, и с оплатой работы педагогов стало совсем туго. Виктор Николаевич сменил сферу деятельности кардинально, устроился менеджером в компанию «Тихий Дон». Но с 1995 года все же вернулся в профессию и теперь прививает любовь к физической культуре и спорту воспитанникам Серафимовичской школы-интерната:
– У нас в школе занимаются особенные дети, и здесь нужен индивидуальный подход, ведь это главная основа в обучении. Достучаться можно и нужно до каждого ребенка. С кем-то надо просто по-отцовски поговорить, кого-то мягко пожурить, других – просто выслушать. В большинстве случаев практически невозможно отличить их от совершенно здоровых детей. Зачастую только доктор знает о поставленном диагнозе. А на уроках физической культуры ребенок на самом деле может выполнить любое упражнение. Вот один из примеров. Был у нас один мальчик Николай. Этот ребенок удивлял всех своей физической подготовкой. До пандемии мы готовились к сдаче нормативов ГТО. Николай был полноватым парнем. Никто не верил, что он может эффективно выполнить какие-либо упражнения, быстро пробежать нужную дистанцию, прыгнуть на необходимое расстояние. Но, как оказалось, он все смог, да еще как! Тренеры из спортшколы удивлялись, что человек при своей массе тела за 7 секунд пробегал 60 метров. Это поразительный результат. Он становился чемпионом района в беге на 60 метров. Нормы ГТО он выполнял на золотой значок, причем делал упражнения с небольшим запасом. Сейчас он проходит службу в рядах вооруженных сил.
Под руководством своего физрука несколько раз в год учащиеся школы-интерната сдают нормативы ГТО на базе Серафимовичской спортшколы. Это воспринимается ими как настоящий спортивный праздник, к которому они вместе с Виктором Николаевичем упорно готовятся на уроках физической культуры. Кроме того, ребята вместе с наставником ежегодно ездят на соревнования в Среднюю Ахтубу.
– Я рад, что сейчас меняется отношение к спорту, активно агитируется польза ЗОЖ для людей всех возрастов, построены спортивные площадки с открытым доступом даже в малых городах и населенных пунктах. Это прекрасная возможность приучить себя к спорту, начать заниматься собой, заботиться о здоровье, – отмечает Виктор Николаевич.
Конечно, в беседе с опытным педагогом и тренером невозможно было не спросить, как же приучить наших детей, любителей гаджетов, к спорту?
– Ребенка нельзя заставлять заниматься физкультурой. Так будет сложно добиться положительных результатов. В первую очередь необходимы его желание заниматься спортом, мотивация. А чтобы желание, стремление у ребенка появились, нужно ненавязчиво заинтересовать его в игровой форме. И это не просто несколько раз покидать с ним мяч. Нужно чтобы взрослый тоже включился в игру. Необходимо физически встать на один уровень с ребенком: рядом на четвереньки или лечь на пол и с ним ползти. И вот тогда это будет игра взрослого и ребенка на равных. Тогда ему будет интересно. Игра способствует вовлечению ребенка в физическую культуру. Я никогда не чувствую, что, если у меня свисток и секундомер, то я выше детей. Я всегда там, вместе с ними, в игре, на равных. В детском саду и начальной школе именно игровая форма помогает заинтересовать ребенка. Плюс к тому, сейчас для всех нас открыт доступ к видео-урокам, телепередачам с зарядкой. Сейчас очень много неплохих мультфильмов, которые рассказывают о пользе здорового образа жизни. Все это можно и нужно использовать, у детей много энергии, ее лишь нужно направить, и тогда все обязательно получится.
Ксения ПОПОВА.
Материал подготовлен в рамках проекта
«Мы выбираем здоровье!».