Настоящий священник
Свой рассказ я хочу начать с одного эпизода. Однажды в канун Пасхи с одним из читателей у меня зашел разговор об этом празднике, и он рассказал, что много лет тому назад одна пасхальная служба оставила в его душе неизгладимый след. Ее вел в то время настоятель Воскресенской церкви протоиерей Григорий Суняйкин. Он был настоящим священником – именно такое выражение я часто слышала и слышу в адрес моего отца. Говорят, человек живет, пока о нем помнят. Папу до сих пор с теплотой вспоминают, хотя прошло уже столько лет.
Его жизнь была посвящена Богу и людям. Все началось с детства. В то время, как другие ребята предавались играм и развлечениям, он каждую свободную минуту спешил в храм, что было необычно для мальчика из простой крестьянской семьи в 40-50-е годы, когда храмы закрывали, а верующих преследовали. Он был старшим в семье. На его плечи легла забота о младших братьях, когда отец не вернулся с фронта.
Служба в армии, учеба в Ленинградской семинарии – и 18 декабря 1964 Григорий рукоположен в диаконы, а уже на другой день – в священники. Рукоположил епископ Саратовский и Волгоградский Варфоломей. Служил в Бекетовке под Волгоградом, а с 23 августа 1965 года – настоятелем Воскресенского храма в г. Серафимовиче.
Быть священником в те годы, когда преследовалось простое посещение храма, было очень тяжело. Это сейчас священник в почете, он хозяин в храме, а тогда все было по-другому. На его долю выпали доносы и жалобы, власть делала все, чтобы сделать жизнь церкви и ее служителей невыносимой. Но было одно преимущество – его окружали замечательные люди в храме. Как вы, наверное, знаете, после революции наш монастырь был закрыт, и часть монахинь осталась здесь, в городе. И именно они составили костяк служителей храма. Был прекрасный хор, в него входили монахини и послушницы монастыря, регентом была монахиня Лидия. Псаломщицей – монахиня Апполинария, в алтаре прислуживали монахини Варсонофия и Евфалия, именно они жили вместе, а затем и были похоронены с монахиней матушкой Раисой.
Освещение в храме было естественное, таинственное мерцание свечей и лампад создавало незабываемое состояние чего-то трепетного, неземного, казалось, что и наша жизнь, как этот огонек свечи – дунешь на него, и он погаснет. Отец Григорий мечтал об иконостасе, у него даже были эскизы, но в то время такое было неосуществимо.
Тем не менее, он старался частично преобразовать внутреннее убранство храма. Именно при нем в храме был расписан витраж в центральном алтаре «Воскресение Христа». Вы, наверное, обратили внимание, если были в храме, особенно в солнечную погоду, кажется, что сияние идет от самого Спасителя. Художник приезжал специально из Новочеркасска. При нем были сделаны настенные росписи в зимнем приделе. Это «Нерукотворный образ» и «Господь Вседержитель» над входом в основной храм. А также иконы: святому великомученику и целителю Пантелеимону, около клироса; икона «Спаситель» и икона Божьей Матери «Благодатное Небо» («Радуйся, Невеста Неневестная») около стола для треб, именно эта икона мироточила. Все эти иконы были написаны нашим земляком, художником-самоучкой Григорием Ефимовым.
Отец Григорий оставался священником и за церковной оградой. Люди часто обращались к нему за советом. И батюшка для всех находил слова одобрения и поддержки. Он посвятил Воскресенскому храму 19 лет.
В 1983 году был переведен в Михайловку, затем в Урюпинск. Последнее место служения – г. Ртищево Саратовской области, где 30 сентября 1999 г. в возрасте 67 лет его не стало. Похоронен в г. Ртищево в церковной ограде против алтаря собора Александра Невского, настоятелем которого он был.
И закончить свой рассказ мне хотелось бы отрывком из воспоминаний одной из прихожанок храма Александра Невского. Она пишет: «Никогда не забыть то особое умилительное состояние, когда заходишь в храм и, не видя служащего священника, что называется, «кожей чувствуешь», что служит батюшка Григорий. В воздухе растворяется мир, любовь, тишина, благоговение и страх Божий. И свечки пахнут медом. И хочется всех любить и всем все прощать, независимо от жизненных обстоятельств».
А я, каждый раз приходя на службу в наш храм, с замиранием в сердце жду чуда, что откроются Царские врата и из алтаря со словами «Благословение Господне на вас» выйдет отец Григорий – мой папа. А в этом году 30 сентября исполняется 25 лет, как не стало протоиерея Григория Суняйкина.
А.Г. КАРЯКИНА.