Усть-Медведицкая газета

А сейчас танцуем лезгинку: врачи и инженеры из Волгограда возвращают раненым СВО радость движения

В этой истории, как в хорошем детективе, сплелись три сюжетные линии. Два талантливых человека придумали такую штуку, как экзоскелет. Мобилизованный не опустил руки после тяжелейшего ранения. А простая студентка медицинского вуза решила, что просто жить мало, надо помогать другим. В целом это история про то, как добро рождает добро.

История первая: Про надежду

В коридорах корпуса медицинского университета тихо, идут лекции, на стенах очень сложное «макраме» – это будущие хирурги учатся завязывать специальные узлы, и наконец мы подходим к двери, за которой находится надежда, а точнее ее крылья. Ведь проект, в рамках которого ветеран СВО Сурен Агамалов получит экзоскелет «Экзар-34» и сможет вернуть утраченную подвижность руки, так и называется «Крылья надежды – Героям СВО».

Проект является победителем конкурса Фонда президентских грантов. Его цель – реабилитация и абилитация раненых военнослужащих СВО с поражением верхних конечностей с помощью экзоскелетов «Экзар-34» – инновационной разработки волгоградских ученых.

На самом деле это уже второй проект. Первый – «Крылья надежды – детям и героям Донбасса» (кстати, его реализацию генеральный директор Фонда президентских грантов Илья Чукалин назвал образцовым) смог помочь десяткам военнослужащих. Однако желающих было намного больше. Поэтому тандем доктора медицинских наук, заслуженного деятеля науки РФ, профессора Александра Воробьева и кандидата медицинских наук Федора Андрющенко решил проект продолжить и дополнить.

– Зло рождает зло. И есть хорошая русская поговорка, что беда не приходит одна. Но и добро в одиночку не ходит – это мы поняли, когда работали над первым проектом, – говорит Александр Александрович, которого все называют просто и по-доброму Сан Саныч. – Мы увидели, какие у нас хорошие люди. В рамках первого гранта бойцы общались со студентами, которые получали навыки современной технологии абилитации и реабилитации, и по окончании гранта их общение продолжилось. И мы решили создать группу, которая так и называется «Волонтеры АИР» (волонтеры абилитации и реабилитации). Они показывают иногородним бойцам-пациентам Волгоград, неформально общаются, мониторят их итоги работы в экзоскелете. Именно поэтому во втором гранте мы прописали отдельно профессиональное патриотическое воспитание. Александр Проханов на форуме «Русской мечты» в Общественной палате РФ сказал, что мы занимаемся очень хорошим, правильным делом.

И это действительно так. Студенты раскрываются с иной стороны. Например, Катя сама нашла бойца, которому нужна была помощь, забрала из питерского госпиталя и привезла сюда в Волгоград. Лена Ткаченко стала писать углем портреты бойцов, и, возможно, скоро откроется ее портретная галерея. Участницей проекта стала студентка из Египта, для которой это тоже стало важным.

– Студенты видят, что это дело нужное, хорошее и просто хотят быть сопричастными, – объясняет Федор Андрющенко. – При этом, несмотря на тяжелые травмы и увечья, никто из наших пациентов не ныл, не скулил, все они мужественные люди, и молодежи важно видеть эту внутреннюю силу. Казалось бы, с такими пациентами психологически тяжело работать, все-таки люди прошли войну, но оказалось наоборот – это более светлые, добрые люди.

Согласно гранту пациентам – а они приезжают со всей России – оплачиваются проезд, проживание, изготовление индивидуального экзоскелета под размеры торса туловища, тренинг по его использованию. Организовано взаимодействие пациента с неврологами, реабилитологами, при необходимости с иными специалистами. Эффекты от применения «Экзара-34» могут быть разными: у некоторых уходят боли, у других – спастика мышц, у третьих – частичная или полная реабилитация, несколько человек вернулись обратно в вооруженные силы. Пациенты обращаются совершенно разными путями: через фонд «Защитники Отечества», благотворительные организации, госпитали, однополчане передают контакты друг другу.

– Как сказал Николай Пирогов: «Война – это эпидемия травм». Если раньше мы сталкивались в основном с реабилитацией постинсультной, после ДТП, несчастных случаев, то вдруг за короткий промежуток времени появились травмы, нанесенные войной, – говорит Александр Воробьев. – Военные медики спасают им жизни, а реабилитировать у них нет времени, возможности, условий, поэтому сейчас так важна формируемая в регионе по решению губернатора Андрея Бочарова единая целостная система реабилитации и восстановления здоровья участников боевых действий.

История вторая: Катя

Екатерина Британ – студентка третьего курса. И ее пример очень ясно показывает, что те, кто считают молодежь не отрывающей носа от «Тик-Тока», сильно ошибаются…

– Конечно, мы читаем новости про СВО, но пока ты с этим не столкнешься лично, кажется, что это происходит где-то на другой планете или в кино, – говорит девушка. – А вот когда ты разговариваешь с бойцами, чувствуешь их ауру, не тяжелую, а скорее глубокую, начинаешь чувствовать, через что человек прошел, тебе становится страшно до мурашек. Страшно от того, что человек пережил все это не где-то в учебнике истории, а здесь и сейчас. И ты начинаешь думать, что ты лично можешь сделать, чтобы исправить ситуацию, минимизировать зло. И начинаешь думать не про себя, а про то, как вложиться в других. И ты вдруг понимаешь, что это не другая планета, не кино или учебник, а твоя история.

Год назад Екатерина узнала про экзоскелет и его возможности для реабилитации и абилитации. А летом узнала о горе, которое произошло у друзей семьи – Сурен Агамалов вернулся с СВО искалеченным, без ноги и почти не слушающейся рукой. Именно от Кати он впервые услышал слово «экзоскелет». Именно Катя привезла его в Волгоград, состыковала с Сан Санычем, и все завертелось.

История третья: Сурен

Сурен Агамалов работал простым водителем погрузчика в Твери. Жена, двое сыновей: одному – 12, другому – 5 лет, обычная семья. Но мобилизация, боевые действия, и летом 2023 года его отделение попало под ракетный огонь противника. Взрывом оторвало ногу, вторым «прилетом» почти оторвало руку.

– Она на кости висела, переломанная вся, спасибо мужикам, примотали ее к животу. Врачи потом сказали, что это и спасло, иначе и руку бы ампутировали, – говорит Сурен. – А так врачи руку собрали, кости, пусть и переломанные, срослись.

Но сначала было несколько месяцев полной неподвижности и отчаяния.

– Два-три месяца вообще не понимал, как я буду жить: ноги нет, рука почти не двигается, осколочные ранения по телу, – рассказывает Сурен, – как жить дальше, как поднять на руки сына, как работать…

Не опустить руки, хоть одна из них и поднималась максимум градусов на 30, помогли жена Анна и дети. До спецоперации Анна, по признанию Сурена, была мягкой, но у русских женщин стальной стержень – она была рядом в самые трудные минуты, не дала сломаться: «главное – живой вернулся, с остальным справимся».

– А потом Катя рассказала про экзоскелет, я и слова-то такого не знал, – говорит мужчина. – Я не верил, честно, что такое может быть.

История четвертая: про крылья

Некоторые думают, что экзоскелет – это такой протез, но нет, это инструмент для восстановления и восполнения утраченных функций, никаких моторов. По образному замечанию Федора Андрющенко, экзоскелет позволяет, как это сделал барон Мюнхгаузен в мультфильме, вытащить себя самого.

Экзоскелет работает сразу на нескольких эффектах. Первое: он «включает» движение рук, и головной мозг начинает вспоминать, что он может отдавать приказы мышцам. Это так называемая биологическая обратная связь. Второе: если рука начинает двигаться, то в ней улучшается кровоснабжение и нервно-мышечная связь. Третье: за счет того, что рука работает, растягиваются мышцы, которые до этого не работали. Кроме того, при повреждении сустава внутри него образуются рубцы, и если сустав не разрабатывать, то они закостенеют. Экзоскелет позволяет это нивелировать.

– А сейчас мы станцуем лезгинку, – говорит Сан Саныч, начиная индивидуальный тренинг Сурена по использованию экзоскелета. – Надо, как в танце, дотянуться до противоположного плеча. Я сейчас твое зеркало, повторяй за мной.

Потом следуют такие упражнения, как удары левой, или элементы плавания, врач учит, как правильно закреплять экзоскелет на торсе, как усилить или уменьшить нагрузку. Все это записывается на видео, и потом Сурен будет отрабатывать упражнения дома перед зеркалом, чтобы включить визуальный компонент. Мозг должен вспомнить, как рука раньше выполняла эти простые движения. И однажды Сурен сможет это повторить без помощника-экзоскелета.

Впереди еще финишная настройка изделия, а пока Сурен переполнен сознанием того, что может, снова может станцевать лезгинку.

– Я ведь не верил, что это возможно! Это потрясающе, рука снова работает! – Делится эмоциями боец. – До последнего не верил, пока сюда не пришел, а ведь тогда на поле боя я только молился, чтобы все скорей закончилось, лишь бы живым остаться…

Они беседуют с Александром Воробьевым о жизни, войне, мире. И Сан Саныч рассказывает про своего отца, участника Сталинградской битвы и войны в Японии, который однажды сказал, что любимая поговорка фронтовиков той эпохи была: «Живому все хорошо».

– Согласен, – подумав, говорит Сурен.

Девочка Соня, одна из первых получившая «Экзар-34», сравнила экзоскелет с крыльями, а именно они и являются эмблемой проекта. Конечно, после него руки не превратятся в крылья, но раненая душа их точно расправит.

Мнение эксперта:

Антон Лукаш, региональный координатор ООД «Русская мечта», сопредседатель регионального штаба Народного фронта в Волгоградской области:

 Проект профессора Волгоградского государственного медуниверситета Александра Александровича Воробьева и команды разработчиков «ЭКЗАР-34» не только инновационные решения, позволившие войти в топ-100 проектов федерального Атласа Русской мечты, но и очень доброе, эмоционально светлое дело, привлекающее студенческую молодежь.

Уже оказана помощь сотням людей с тяжёлыми заболеваниями опорно-двигательной системы, наработан уникальный опыт.

И сейчас акцент благодаря президентской грантовой поддержке — на помощь воинам – участникам СВО, получившим ранения, защищая страну от ожившего нацизма.

Ценным является, что в ходе производства экзоскелетов, восстанавливающих руки нашим героям-защитникам, Волгоградский медуниверситет, кафедра Александра Воробьёва, стали не только центром реализации уникальных технологий производства экзоскелетов, но и площадкой практикоориентированного обучения и патриотического воспитания студентов.

Общение учащейся молодежи с бывалыми воинами, действенная помощь им дают уникальный опыт личного созидательного, исцеляющего участия, прямой реализации в деле принципа «своих не бросаем».

Очень сильные и правильные впечатления и эмоции получает молодёжь, формируя в себе личность настоящего врача, которого отличает любовь к Родине, людям и своему делу.

https://gorvesti.ru/details/a-seychas-tantsuem-lezginku-vrachi-i-inzhenery-iz-volgograda-vozvraschayut-ranenym-svo-radost-dvizheniya-162742.html

27 марта 2024 13:10