Молодежные течения: негативное влияние на подростков и как его избежать
Молодежные субкультуры – сравнительно новое явление в истории человечества, феномен 20 века. Условия современной городской жизни создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы и движения. Каждый выбирает свое течение, и этот выбор подчас меняется несколько раз на протяжении пары лет. В 14 лет такой выбор, как правило, обусловлен модой, окружением, социальным статусом, в 18 – попытками участвовать в общественной и политической жизни, или, напротив, найти в ней свое обособленное место. Вопрос «что такое молодежные неформальные объединения» до сих пор остается открытым как для родителей подростков, так и для практиков, работающих с молодым поколением.
Даже самые «миролюбивые» на первый взгляд молодёжные объединения способны оказать на детей подросткового и юношеского возраста негативное влияние. О различных молодежных субкультурах нашим читателям рассказывает инспектор по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Серафимовичскому району К.С. Иванченко.
«Выделяются личностные особенности подростка, которые повышают риск вовлечения в неформальные молодёжные группы деструктивной направленности:
- трудность формирования жизненных ориентиров, ценностей;
- переживание собственной неуспешности;
- трудности самопонимания, неадекватная самооценка;
- отсутствие позитивных жизненных целей;
- неумение взаимодействовать с окружающими;
- неустойчивость эмоциональной сферы.
Существует очень много молодежных объединений различной направленности. Вот некоторые из них: хиппи, панки, скинхэды, готы, эмо-киды, ролевики, различные клубные культуры, смешанные течения. С появлением моды на определенные музыкальные направления, виды развлечения, компьютерные игры, литературу, клубы, а иногда и разнообразные психоактивные вещества, появляются и различные молодежные направления, в которые включаются единомышленники, увлекающиеся и посвящающие себя данному направлению деятельности.
Среди деструктивных молодёжных субкультур в последнее время наиболее опасными являются «Скулшутинг», Колумбайн и АУЕ (запрещены на территории Российской Федерации и являются террористическими и экстремистскими организациями).
Скулшутинг – этот термин применяется к массовым убийствам учащихся, которое производится одним учеником или кем-то посторонним, проникшим в школу с оружием.
Колумбайн – это название школы в США, в которой в 1999 году произошло массовое громкое вооружённое нападение учеников на своих одноклассников. Этот случай получил широкий общественный резонанс, и, к сожалению, у подростков, устроивших тогда стрельбу в школе, появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки.
Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, в которых прочитали в книге или журнале, узнали из интернета.
«Синдром Вертера» — научное название подражательных убийств и самоубийств. Давно известна закономерность: как только случается громкое, вопиющие, необычное убийство или самоубийство, тут же начинается волна точно таких же – подражательных.
На что следует обратить внимание:
Внутрисемейные отношения. Семейный уклад – базис для любого ребёнка. Именно в семье он получает информацию об окружающем мире, развивается. Родители являются первым и главным авторитетом в глазах ребёнка, а семейные традиции и правила представляются ребёнку самыми правильными. Дети, воспитывающиеся в семьях, где царит недоверие, насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество.
Проявление подростком агрессии. Агрессия в подростковом возрасте является практически типичной поведенческой особенностью. В большинстве случаев за повышенной агрессивностью подростка стоит защитный механизм, который срабатывает, чтобы защититься от окружающего мира.
Психологические травмы. В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает первостепенное значение. В это период подростки часто меняют друзей, ища «свою компанию» — ту, в которой будут пониматься переживания и установки подростка. Задача родителей – помочь ребёнку решить проблему общения со сверстниками, определить причину возникновения разногласий.
Психологические травмы. Подростки, расстрелявшие своих одноклассников, являлись жертвами буллинга – травли в школе, которая продолжалась достаточно долгое время. Травля может быть прямой – когда ребёнка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, а может быть и косвенной – распространение слухов и сплетен, бойкотирование, манипуляция дружбой.
Психическое здоровье. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза подтверждает, что юные преступники нередко имеют психиатрические диагнозы. К сожалению, многие родители, опасаясь суждения окружающих, игнорируют рекомендации детских психологов и не обращаются за психиатрической помощью.
Контакт с ребёнком. Именно чувство отверженности собственными родителями может толкнуть подростка на страшный шаг. Любите своих детей, будьте к ним внимательны и принимайте их такими, какие они есть».
Подготовила Ксения ПОПОВА.
Фото из открытых источников.
Материал подготовлен в рамках проекта «Безопасность превыше всего».