Усть-Медведицкая газета

Молодежные течения: негативное влияние на подростков и как его избежать

Молодежные субкультуры – сравнительно новое явление в истории человечества, феномен 20 века. Условия современной городской жизни создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы и движения. Каждый выбирает свое течение, и этот выбор подчас меняется несколько раз на протяжении пары лет. В 14 лет такой выбор, как правило, обусловлен модой, окружением, социальным статусом, в 18 – попытками участвовать в общественной и политической жизни, или, напротив, найти в ней свое обособленное место. Вопрос  «Что такое молодежные неформальные объединения» до сих пор остается открытым как для родителей подростков, так и для практиков, работающих с молодым поколением.

Даже самые «миролюбивые» на первый взгляд молодёжные объединения способны оказать на детей подросткового и юношеского возраста негативное влияние. А различных молодежных субкультурах нашим читателям рассказывает инспектор по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Серафимовичскому району К.С. Иванченко.

Выделяются личностные особенности подростка, которые повышают риск вовлечения в неформальные молодёжные группы деструктивной направленности:

  • трудность формирования жизненных ориентиров, ценностей;
  • переживание собственной не успешности;
  • трудности само понимания, неадекватная самооценка;
  • отсутствие позитивных жизненных целей;
  • неумение взаимодействовать с окружающими;
  • неустойчивость эмоциональной сферы.

Существует очень много молодежных объединений различной направленности. Вот некоторые из них: хиппи , панки, скинхэды, готы, эмо-киды, ролевики, растаманы, различные клубные культуры, смешанные течения. С появлением моды на определенные музыкальные направления, виды развлечения, компьютерные игры, литературу, клубы, а иногда и разнообразные психоактивные вещества, появляются и различные молодежные направления, в которые включаются единомышленники, увлекающиеся и посвящающие себя данному направлению деятельности.

Среди деструктивных молодёжных субкультур в последнее время наиболее опасными являются «Скулшутинг», Колумбайн и АУЕ (на территории Российской Федерации являются террористическими и экстремистскими организациями).

Скулшутинг – этот термин применяется к массовым убийствам учащихся, которое производится одним одним учеником или кем-то посторонним, проникшем в школу с оружием. Т.е. насилие с помощью огнестрельного оружия в школьном учреждении.

Колумбайн – это название школы в США, в которой в 1999 году произошло массовое громкое вооружённое нападение учеников на своих одноклассников. Этот случай получил широкий общественный резонанс, и к сожалению у подростков, устроивших тогда стрельбу в школе, появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки.

Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, в которых прочитали в книге или журнале, узнали из интернета. Именно по этой причине субкультура «Колумбайн» быстро набрала обороты и получило немалое количество последователей.

«Синдром Вертера» — научное название подражательных убийств и самоубийств. Давно известна закономерность: как только случается громкое, вопиющие, необычное убийство или самоубийство, тут же начинается волна точно таких же – подражательных.

Что происходит с детьми, почему они берут оружие и идут расстреливать одноклассников? Общество навешивает ярлыки и обвиняет во всём интернет, социальные сети, компьютерные игры, боевики и множество чего ещё, забывая о главном. Для того, чтобы человек совершил противоправное действие, направленное против жизни и здоровья себя или окружающих, он должен находится в особом состоянии, которое обусловлено влиянием внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам можно отнести конфликтную обстановку внутри семьи, нарушенную коммуникацию в школе со сверстниками или педагогами, длительное социальное неблагополучие т.д.

Внутренние факторы – это затяжное депрессивное состояние, незрелость, внушаемость и т.д. Не стоит забывать о том, что на каждого совершившего правонарушение подростка оказывал влияние целый ряд факторов, и все они возникли сиюминутно. В большинстве случаев выше перечисленные факторы оказывали своё влияние пролонгировано, то есть воздействовали на психику ребёнка и его поведение на протяжении длительного периода, возможно и всей жизни.

На что следует обратить внимание:

Внутри семейные отношения. Семейный уклад – базис для любого ребёнка. Именно в семье он получает информацию об окружающем мире, развивается. Родители являются первым и главным авторитетом в глазах ребёнка, а семейные традиции и правила представляются ребёнку самыми правильными. Дети, воспитывающиеся в семьях, где царит недоверие, насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество.

Проявление подростком агрессии. Агрессия в подростковом возрасте является практически типичной поведенческой особенностью. В большинстве случаев за повышенной агрессивностью подростка стоит защитные механизм, который срабатывает, что бы защититься от окружающего мира. Стоит заметить что практически про всех «школьных стрелков» одноклассники потоп говорили: «Он был такой тихий – мы и предположить не могли, что он на такое способен!». Такая агрессия может появиться если подростку не хватает внимания родителей, которые не интересуются его жизнью, увлечениями, проблема, а так же из-за игнорирования его сверстниками.

Психологические травмы. В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает первостепенное значение. В это период подростки часто меняют друзей, ища «свою компанию» — ту, в которой будут пониматься переживания и установки подростка. Задача родителей – помочь ребёнку решить проблему общения со сверстниками, определить причину возникновения разногласий.

Психологические травмы. Подростки, расстрелявшие своих одноклассников, являлись жертвами буллинга – травли в школе, которая продолжалась достаточно долгое время. Травля может быть прямой – когда ребёнка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, а может быть и косвенной – распространение слухов и сплетен, бойкотирование, манипуляция дружбой.

Психическое здоровье. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза подтверждает, что школьные стрелки нередко имеют психиатрические диагнозы. Стоит заметить, что диагноз не является причиной такого страшного поступка, как «Скулшутинг». К сожалению, многие родители, опасаясь суждения окружающих, игнорируют рекомендации детских психологов и не обращаются за психиатрической помощью.

Контакт с ребёнком. Именно чувство отверженности собственными родителями может толкнуть подростка на такой страшный шаг, как стрельба в школе. Любите своих детей, будьте к ним внимательны и принимайте их такими, какие они есть».

Подготовила Ксения ПОПОВА.
Фото из открытых источников.

Материал подготовлен в рамках проекта «Безопасность превыше всего».

3 ноября 2023 11:38