Святая память

По благословению епископа Урюпинского и Новоаннинского Елисея, настоятельницы Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря игуменьи Георгии и при поддержке православных христиан, главе городского поселения город Серафимович Татьяне Киселевой было предложено рассмотреть вопрос о переименовании улицы Преображенской в улицу имени преподобной игуменьи Арсении.
В знак признания Русской православной церковью заслуг местночтимой святой Волгоградской епархии игуменьи Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря матушки Арсении за дела земные, учитывая ее огромный вклад в православно-духовное, нравственное, патриотическое воспитание населения, в чем сегодня наше общество особенно нуждается, обращение граждан города Серафимовича было удовлетворено.
Следует отметить, в истории Усть-Медведицкой обители, открытой в 1652 году, игуменья Арсения (Себрякова), правившая здесь сорок лет и оставившая в сердцах своих православных земляков добрую и светлую память, является знаковой фигурой. Именно при ней Усть-Медведицкий монастырь стал центром православно-нравственного воспитания на Дону. Слава о нем распространилась далеко за пределы Войска Донского, его называли Жемчужиной Дона. Обитель оказывала положительное влияние на все стороны жизни не только населения станицы, но и всего Усть-Медведицкого казачьего округа.
Анна Себрякова родилась 3 июля 1833 года в семье одного из богатейших помещиков на Дону, отставного гвардейского ротмистра Михаила Васильевича Себрякова в его имении в слободе Себрово Усть-Медведицкого казачьего округа. Ее отец щедро жертвовал на храмы и монастыри, ее брат и сестра приняли монашество. В возрасте трех лет с ней произошло необычное событие. Родители взяли Анну на богомолье в Воронеж, где в то время правящим архиереем был архиепископ Антоний (Смирницкий), многими почитаемый за свою строгую, святую жизнь и прозорливость.
Родители были с ним знакомы и посетили владыку. Анна, увидев его, быстро вырвалась из рук державшей ее няни, побежала к святителю и поклонилась ему в ноги. Архиепископ благословил ее и, обращаясь к изумленным родителям, сказал: «Эта будет великая жена».
С детства Анна любила Священное Писание. «Меня так поражало в детстве, – рассказывала она потом, – дивное, высокое учение Спасителя, а мысль, что мы не исполняем Его святые заповеди, глубоко возмущала мою душу». Когда Анне шел шестнадцатый год, отец решил подыскать ей жениха. Однако она ответила родителю, что любит только Господа и желает ради Него оставить мир. Отец не стал ей препятствовать. Она ежедневно посещала церковные службы, проводя остальное время в молитве, чтении и душеспасительных беседах с отцом, а также обучаясь иконописи.
Анна Михайловна не могла не прийти на помощь, видя горе или нужду. Она кормила голодных, утешала страждущих, посещала больных и заключенных, причем, не желая быть узнанной, нередко надевала простое платье и покрывалась темным платком. Она также посещала тюрьмы, где часто выкупала заключенных за долги.
Будучи семнадцатилетней девушкой, Анна избрала для себя монашескую стезю, приехала в Усть-Медведицкий монастырь и поселилась в келье своей родственницы монахини Леониды (Ладыгиной).
За несколько лет проживания в монастыре будущая настоятельница, вместе с другими сестрами, в пешем паломничестве посетила Кременской монастырь и Киево-Печерскую лавру. Впечатления от лавры глубоко врезались ей в душу и остались в памяти навсегда.
25 февраля 1854 года Анна Себрякова была пострижена в рясофор с именем Арсения, а 11 января 1859 года – в мантию. Несмотря на молодые годы, Арсения сумела проявить недюжинную силу духа и несомненные организаторские способности, выполняя сначала ответственное послушание казначеи, а потом и игуменьи.
3 января 1864 года на 31 году ее жизни архиепископ Иоанн поставил монахиню Арсению в игуменьи. В годы ее правления монастырь строится и преображается, а сама Арсения активно занимается благотворительной и просветительской деятельностью.
Были выстроены новые двухэтажные корпуса для келий и дома священнослужителей, основано четырехклассное женское училище (1867 г.), устроена богадельня на 20 человек (1868 г.), обновлен теплый монастырский храм, отреставрирована старая Преображенская церковь.
Игуменья Арсения оставила после себя немало духовных поучений и интереснейшие записки о прославившихся своим благочестием монахинях Усть-Медведицкой обители. Глубоко и искренне стремившаяся к Богу, Арсения вела подвижнический образ жизни, носила вериги и, по свидетельству очевидцев, заранее предсказала время и место своей кончины.
В 1867 году, когда далеко не в каждой донской станице было хотя бы малое учебное заведение, по прошению игуменьи Арсении, архиепископ Донской Платон благословляет открытие в обители училища для девочек с четырехлетним курсом. Настоятельница лично подбирала состав преподавателей, готовя к этому делу способных лиц из числа насельниц. Она составила библиотеку из разрозненных книг, принадлежавших монастырю, и дополнила ее изданиями древних святоотеческих писаний.
В 1871 году настоятельница от имени всех сестер обратилась к архиепископу Платону за благословением строить новую церковь. С получением разрешения и после проведения подготовительных работ 23 июня 1874 года, при огромном стечении народа, местное духовенство освятило площадку под храм. Ровно через год, 23 июня 1875 года, закладывается камень в основание огромного собора во имя Казанской иконы Божией Матери. Он строится на месте снесенного малого и ветхого Петропавловского храма. Строился Казанский храм по проекту архитектора А.А. Ященко, составившего детальные чертежи для наружных и внутренних работ. Архитектор был известен своим мастерством – по его проекту строился грандиозный Вознесенский кафедральный собор в Новочеркасске.
До наших времен дошло шесть колонн из белого итальянского мрамора в верхней церкви, изготовленных скульптором Бариновым на средства неизвестного благотворителя. Их везли из Петербурга по каналам Мариинской водной системы, потом по Волге до Царицына, железнодорожным транспортом до станции Себряково, а оттуда на быках более 80 километров до установки в Усть-Медведицком монастыре. Каждая колонна обошлась в 850 рублей, а вместе с доставкой они стоили 23000 рублей.
Средства на постройку собора приходили от доброхотных жертвователей. Так, например, в 1876 году сотник Василий Борисов передал через архиепископа Платона 3027 рублей 60 копеек для монастыря, за что получил архипастырское благословение, а его имя было внесено для поминовения в монастырский синодник. Постоянно нуждаясь в средствах, обитель тем не менее сама помогала другим. В 1876 году игуменья Арсения пожертвовала 27 рублей в фонд Донского епархиального комитета православного миссионерского общества.
К началу 1877 года строители поставили в строящемся Казанском храме духовые печи с вентиляцией. Дрова туда загружали чуть ли не возами, но зато тепло держалось месяцами. Была проведена работа по внутренней отделке храма – покраска полов и окон, установка двух иконостасов с киотом (числом всего в 29 икон), подвеска большого паникадила.
На нижнем подземном этаже на средства сестры игуменьи Арсении монахини Марии (Мержановой) был построен храм во имя преподобного Арсения Великого. Архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан торжественно освятил собор 8 сентября 1885 года.
Заботясь о строительстве собора, матушка Арсения не забывала и о страждущих помощи людях. В годы войны России с Турцией 1877–1878 годов она организовала из насельниц отряд сестер милосердия. Необходимые для раненых солдат корпию и бинты, полотенца и простыни монастырь отправлял в Новочеркасск. Туда же шли и пожертвования на госпитали.
Число желающих поступить в монастырскую школу во много раз превышало количество вакансий. Для детей постоянно устраивались школьные праздники, литературные вечера, показы световых картин, елки.
Игуменьей Арсенией и ее помощницами 10 июля 1874 года, в день памяти Арсения Печерского, было начато создание уникального пещерного комплекса, в подражание Киево-Печерской лавре. В этих пещерах игуменья хотела, приняв схиму, «заключиться в затворы», но ни один из архипастырей Дона не отпустил Арсению на покой, находя ее управление обителью образцовым. С этими пещерами связано много легенд и преданий. Игуменья Арсения относилась к ним как к любимому детищу.
Вход в пещеры начинался в Казанском соборе, из притвора нижней церкви преподобного Арсения Великого. Над входной дверью висела икона Страшного суда, через несколько метров вглубь над другой дверью – изображение Входа Господнего в Иерусалим. Подземелья были ориентированы на юг в гору и имели в длину 77 саженей (165 метров). По замыслу создательницы они должны были показать страдания Крестного пути Христа и страдания Девы Марии во время распятия Сына. Перед этими страданиями игуменья Арсения особенно благоговела. Главный ход пещер с настенными иконами, посвященными последним дням жизни Господа, получил название «Крестного пути Спасителя». Он заканчивался Голгофой – здесь в стенной нише стоял крест с изображением распятого Спасителя. Вторая часть пещер называется «Страстным путем Божией Матери», в воспоминание о страданиях Пресвятой Девы. Здесь были помещены иконы Богородицы, среди которых выделялся образ, именуемый «Семистрельною».

До нашего времени сохранился так называемый «камень игуменьи», также называемый «святой камень», или «плита покаяния». На большом четырехугольном белом камне видны отпечатки коленей и ладоней. Этот камень является сейчас главным свидетельством молитвенных подвигов матушки Арсении. По преданию, она неоднократно коленопреклоненно молилась на нем. Он должен напоминать каждому посетителю пещер, прошедшему подобием Крестного пути Спасителя и Богородицы, о необходимости покаяния и усердной молитвы.
С камнем связаны легенды, передаваемые из поколения в поколение. По одной из них, во время молитвы на камне, игуменье Арсении явилась Пресвятая Богородица. Однако документальных свидетельств о таком явлении не сохранилось.
В 1880 году в станице Урюпинской было создано монастырское подворье, находившееся на улице Покровская (ныне Чапаева). В 1891 году трудами игуменьи Арсении здесь был построен Богородицкий храм в память о спасении царской семьи Александра III.
Во время жизни матушки Арсении в Усть-Медведицком монастыре, прославилась своей благочестивой жизнью схимонахиня Ардалиона (Анна Игнатова, 1816–1878 гг.). Дочь бедного священника из хутора Завязенского Хоперского округа в молодые годы попала на воспитание к дворянке Краснушкиной. Затем Анна приходит в монастырь в 1834 году, становится монахиней Алевтиной в 1855 году, а в 1859 году – схимницей Ардалионой, трудится чернорабочей на покосах и огороде, золотошвейкой, исполняет послушания на клиросе и в должности благочинной. Собственноручные писания схимонахини Ардалионы и поучения игуменьи Арсении содержатся в книге «Путь немечтательного делания».
Матушка Арсения вела активную переписку с духовной семьей почившего епископа Игнатия (Брянчанинова), с его родным братом Петром. В переписке с игуменьей состоял и еще один владыка – викарий Донской епархии епископ алтайский Никанор (Бровкович). Архиереи любили посещать образцовый по добродетелям подвизающихся здесь сестер монастырь.
Но матушка Арсения не только принимала у себя гостей и паломников: по должности ей приходилось и самой совершать длительные поездки. Так, например, с 10 мая 1890 года епархиальное начальство выдает ей и монахине Агнии отпуск на один месяц для посещения Москвы и Ростова Великого. В 1905 году она совершала паломничество к мощам недавно прославленного преподобного Серафима Саровского. Будучи на богомолье в Сарове, игуменья Арсения заболела и 3 августа 1905 года умерла на 73 году жизни. Ее тело было доставлено в родной монастырь и погребено в склепе в нижнем храме преподобного Арсения, над могилой установлен памятник из белого мрамора с мраморным аналоем и выгравированной Смоленской иконой Божией Матери, перед которой горела неугасимая лампада.
За свою более чем 40-летнюю подвижническую деятельность игуменья Арсения была награждена наперсным крестом и крестом с драгоценными украшениями, пожалованными ей из кабинета императора, знаком Красного креста за Русско-турецкую войну 1877–1878 годов, медалью в память о царствовании императора Александра III, благословением Святейшего синода с грамотой (май 1901 год) и, в 1905 году, Библией за монастырское училище. Сами насельницы обители в честь 35-летнего юбилея Арсении в статусе настоятельницы подарили любимой матушке наперсный крест, украшенный драгоценностями.
За время игуменства матушки число монашествующих возросло до 100 монахинь и 150 послушниц, а в богадельне проживали до 30 старых казачек.
Народное почитание игуменьи Арсении началось сразу после ее кончины, уже через несколько лет стали издаваться ее письма, что продолжается и по сей день. Множество паломников посещают Усть-Медведицкую обитель, многие педагоги обращаются к жизни и поучениям игуменьи в поисках примеров для воспитания детей и юношества.
Сестры обители свидетельствуют о помощи игуменьи Арсении в их послушаниях и молитвах. Собрано около 150 рассказов паломников о ее благодатной помощи. Епархиальная комиссия исследовала случаи исцеления от болезней, которые произошли после обращения к ней.
21 октября 2016 года Священный синод Русской православной церкви причислил игуменью Арсению (Себрякову), настоятельницу Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, к лику святых для местного почитания в Волгоградской митрополии.
Таким образом, в городе Серафимовиче увековечена память местночтимой святой Волгоградской епархии игуменьи Арсении. Этот факт, несомненно, положительно скажется на всей нашей жизни. Сегодня мы особенно нуждаемся в поддержке Русской православной церкви в деле воспитания духовности. А Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь вновь становится центром православно-нравственного воспитания.
Григорий Выпряшкин.