Большие проблемы «Большой семерки»: чего боятся страны G7 и зачем они собираются в Хиросиме
Сегодня в японском городе Хиросима начинается саммит лидеров стран «Большой семерки» (G7). Это объединение наиболее развитых экономик мира, перед которыми встали вопросы – «что делать с Россией и Китаем?», «как привлечь на свою сторону Африку, Латинскую Америку и Азию?», «как противостоять растущей независимости многих стран и что делать с Ближним Востоком?». Тем для обсуждения у представителей государств будет много. Ожидалось, что окольными путями на саммит долетит Владимир Зеленский. Рассказываем, что будет обсуждать «Большая семерка» в ближайшие дни.
Россия не слушается, Китай растет, Африка в сомнениях
По мнению западной прессы, перед лидерами G7, куда входят США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада, стоит несколько ключевых тем. Одна из них – необходимость что-то делать со странами так называемого глобального Юга в Африке, на Ближнем Востоке, в Азии и Латинской Америке. Прошлый год показал, что многие из них больше не хотят жить под эгидой Запада и нацелены на самостоятельное развитие и равноправное партнерство.
В G7 опасаются, что такие государства в условиях, когда крупнейшие державы – Россия, Китай, Индия – открыто объявили курс на многополярность, могут примкнуть не к США и их союзникам, а к новым политическим альянсам.
Этому способствует пренебрежительное отношение, которое ранее «крупнейшие экономики» демонстрировали в отношении развивающихся стран. Прошлый год показал, что даже сильным игрокам необходима поддержка извне, а глобальная экономика сформирована на основе многочисленных связей и страдает, если они нарушаются искусственно. Как это произошло на фоне антироссийских санкций.
При этом Россия показала, что способна адаптироваться к новым реалиям, находить другие рынки для своей продукции и создавать новые каналы поставок. Тем временем, сегодня участники саммита договорились, что продолжат оказывать давление на Москву.
Они решили, что страны G7 сохранят суверенные активы РФ замороженными, пока Москва не компенсирует ущерб от конфликта на Украине, работать над тем, чтобы ограничить «использование Россией международной финансовой системы», ограничить торговлю и использование алмазов, добытых, обработанных или произведенных в РФ.
G7 будет принимать меры для предотвращения «использования филиалов российских банков в третьих странах» для обхода санкций. При этом особый блок вопросов – как научиться реализовывать санкции так, чтобы Россия не могла обходить введенные рестрикции. Как показала практика, сделать это достаточно трудно.
Отдельную головную боль для стран семерки представляет Китай. Пекин также не желает больше мириться с торговыми ограничениями, которые в отношении КНР инициировали США. При этом производства стран Европы и Нового Света тесно связаны с промышленностью в Китае. Поэтому приструнить Поднебесную не так-то легко, пишут СМИ.
Ядерное оружие и внутренние противоречия
Местом для проведения саммита был выбран город Хиросима, на который в 1945 году, американские военные сбросили атомную бомбу «Малыш». В результате бомбежки погибли сотни тысяч человек. Многие умерли от онкологических заболеваний и лучевой болезни.
В 2023 году участники «Большой семерки» решили собраться там, чтобы обсудить угрозу применения ядерного оружия. В числе потенциальных источников опасности называют Россию, которая приостановила своё участие в договоре о ядерных вооружениях СНВ-III, и Северную Корею, заявляющую о наращивании вооружений.
Напомним, что в феврале 2023 года Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил, что Россия приостанавливает свое участие в Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), который предусматривает ограничение вооружений между Россией и США. Сделано это было на фоне недружественных шагов Запада. Российский лидер подчеркнул, что это решение не означает полного выхода из соглашения. Для возобновления участия в договоре Москва хочет знать, каким будет совокупный ударный арсенал НАТО.
Между тем, далеко не все японцы оценили подобный ход, в рамках которого наследники тех, кто когда-то бомбил город, приехали в Хиросиму для обсуждения опасности ядерного оружия. В связи с этим в городе прошли протесты, куда вышли жители с антивоенными лозунгами и требованием остановить саммит.
Помимо внешних конфликтов, пресса прогнозирует и внутренние. Например, между главами Франции и Италии. Дело в том, что недавно министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманен обвинил правительство итальянского премьер-министра Джорджи Мелони в том, что оно не способно решить проблему незаконной миграции. Кроме того, французский чиновник назвал своих итальянских коллег ультраправыми.
Ожидалось, что в саммите примет участие президент Владимир Зеленский, который якобы должен был добраться на американском самолете в обход России. Но в итоге глава Украины, видимо, передумал и сообщил, что выйдет на связь дистанционно.
Непокорный Восток
Тревогу у G7 вызывает и Ближний Восток. Регион активно стремится проводить собственную политику. Подтверждение тому – выборы в Турции, где по итогам первого тура голосования большее число голосов набрал Реджеп Тайип Эрдоган, на уход которого очень надеются в Европе и США.
Ближний Восток демонстрирует, что готов наращивать сотрудничество с Россией и Китаем. Например, США ранее обвиняли ОПЕК+ в том, что организация под эгидой Саудовской Аравии и России решила снизить добычу нефти, что привело к росту цен на нее. Этого всеми силами пыталась не допустить администрация Джо Байдена.
Беспокойства добавляет тот факт, что в политику ближневосточных держав вновь вернулся глава Сирии Башар Асад. Ожидается, что он появится на заседании Лиги арабских государств, которое по времени совпадает с саммитом. Политик также настроен на коммуникацию с Россией, а это явно не отвечает интересам стран G7.
Таким образом, вряд ли стоит ждать от саммита каких-то свежих идей, которые повлияют на мир. Вероятнее всего, в ближайшее время Владимир Зеленский вновь выступит с требованиями о необходимости поддерживать Украину и поставлять ей оружие, СМИ посвятят этому очередные полосы и страницы, а попытки сохранить однополярный мир столкнутся с новой реальностью.