Усть-Медведицкая газета

Национальный интерес: в чем смысл индексации утильсбора на автомобили

Павел Бедняков/РИА Новости

В России с 1 августа повышается утилизационный сбор на импортируемые автомобили. Что это означает для покупателей? Изменится ли автомобильный рынок в стране? Объясняем, как новый размер сбора скажется на предложении машин и как это повлияет на отечественных производителей. 

Импорт с… подвохом


Утилизационный сбор — разовый платеж за каждое произведенное или ввезенное в страну транспортное средство. В России он появился в 2012 году и вначале распространялся только на импортеров, с 2014-го был распространен и на отечественные компании. Однако для них были предусмотрены промышленные субсидии, которые компенсируют выплату и позволяют российским заводам сохранять цены ниже, чем на зарубежную продукцию. 

Правительство поднимает ставку утилизационного сбора с определенными целями. Среди них как борьба с перекупщиками, так и локализация иностранных производств в России. 

В последнее время в стране значительно увеличился серый импорт автомобилей. Их приобретают за границей и привозят для перепродажи, причем зачастую делают это физические лица — перекупщики. И это порождает ряд проблем. 

Во-первых, такие продавцы и «импортеры» не могут гарантировать качество товара. К примеру, машины, которые ввозятся из южных стран, обычно не подходят для эксплуатации в суровых климатических условиях: в них нет пакета «теплых» опций, а двигатели и шасси, напротив, приспособлены лишь к тепличным условиям. Во-вторых, серые поставщики не в состоянии обеспечить потребителю надлежащее сервисное обслуживание — дилерские центры не берутся ремонтировать такие автомобили по гарантии и оригинальными деталями. 

Заместитель председателя Правительства РФ — министр промышленности и торговли Денис Мантуров отметил, что увеличение сбора на легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили и автобусы в первую очередь касается компаний и физлиц, которые целенаправленно импортируют машины для перепродажи. 

Соответственно, повышение утилизационного сбора прежде всего затронет недобросовестных импортеров среди как физических лиц, так и юридических. Обычные же автомобилисты смогут покупать машины среднего и низкого ценового сегмента по тем же тарифам, что и раньше. 

«Ставка утильсбора скажется прежде всего на перекупщиках, на тех людях, которые перегоняют машины в Россию для последующей перепродажи. Перекупщики будут приравнены к юридическим лицам. Но если человек ввозит автомобиль для себя, то он будет платить по льготным ставкам», — пояснил главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

Как рассказали нашему порталу в Минпромторге, индексация утилизационного сбора коснется ввоза из-за рубежа новых и бывших в употреблении автомобилей юридическими и физическими лицами, которые ввозят машины для дальнейшей перепродажи. При этом для физических лиц, покупающих транспортные средства с объемом двигателя до 3 л для личного пользования, продолжит действовать льготный механизм уплаты сбора.

Твой завод — твоя гордость!


Благодаря индексации ставки утилизационного сбора федеральный бюджет получит дополнительный источник дохода. Деньги будут направляться на финансирование программ поддержки отрасли: перезапуск простаивающих производственных площадок, развитие компетентных кадров, меры стимулирования спроса. Кроме того, полученные средства пойдут на поддержку льготного кредитования для малообеспеченных граждан, которым действительно необходим автомобиль. За счет комплекса мер поддержки в стране будет увеличен объем выпуска комплектующих и запчастей, что приведет к росту качества и надежности отечественных машин. 

«Повышение ставки утилизационного сбора связано с задачей сохранения и развития российского автопрома. Со временем он сможет дать бой зарубежным конкурентам. Твердая позиция государства в отношении защиты внутреннего производства даст очередной повод тем же китайским компаниям в очередной раз задуматься над локализацией производства на российской территории. Что означает новые рабочие места, а также компетенции, которые мы можем получить для развития своей автомобильной индустрии», — считает автомобильный журналист, обозреватель журнала «Эксперт» Алексей Грамматчиков.

Отечественные автомобили не подорожают, поскольку повышение утилизационного сбора распространяется на ввозимый из-за рубежа транспорт. Кроме того, на приобретение российских машин направлены программы льготного автокредитования. А заводы-производители сумели заменить значительную часть импортных комплектующих в своей продукции, благодаря чему ее выпуск и обслуживание обходится и будет обходиться дешевле иностранных аналогов. 

По словам официального представителя АвтоВАЗа Сергея Ильинского, компания всемерно поддерживает решение об индексации утилизационного сбора: «Эта мера — важный шаг для стимулирования инвестиций в национальное производство автомобилей и автокомпонентов. Кроме того, повышение утилизационного сбора не повлияет на ценовую политику АвтоВАЗа в связи с высокой локализацией всех автомобилей LADA. Это также даст возможность создавать новые привлекательные модели для российского и экспортных рынков, позволит сохранить рабочие места в российском автопроме и приведет к развитию компетенций в индустрии».  

В пресс-службе завода «Москвич» подчеркнули, что эта компания тоже поддерживает решение об индексации утилизационного сбора для ввозимых с целью перепродажи автомобилей: «Это важный шаг для развития отрасли в целом и для нас как отечественного автопроизводителя, это решение было необходимо принять, чтобы защитить локальных производителей. Последние три года не было повышения утилизационного сбора, и эта мера позволит защитить российский рынок». 

Отечественные производители получают от государства ряд преференций и увеличивают объемы производства. В нынешних условиях они смогут занять освободившиеся ниши рынка. Компании расширят предложение, сохраняя цены на прежнем уровне. Увеличение ставки утилизационного сбора приведет к повышению инвестиционной привлекательности России. Для производителей из дружественных стран появляются новые возможности переноса производства автомобилей на территорию России. Сотрудничество с зарубежными партнерами должно проводиться преимущественно на отечественной технической базе так, чтобы российская автомобильная промышленность нарабатывала необходимые компетенции.

Подорожание же иномарок даже если и случится, то не в критических масштабах. На рост цен утилизационный сбор влияет далеко не в первую очередь. В большей степени изменение стоимости автомобилей зависит от целого ряда экономических причин, прежде всего от курсов валют и уровня мировой инфляции.

Дышите глубже!


Помимо прочих плюсов индексация утилизационного сбора подразумевает и определенный бонус для экологии. Дело в том, что новшество вообще не затрагивает электромобили для физических лиц. 

При этом уже сегодня российские производители проектируют и собирают легковые модели и кроссоверы на экологичном электроприводе, целый ряд компаний собирает электрические автобусы и грузовики. Таким образом, меры, проводимые государством в области автомобильной промышленности, положительно влияют и на другие сферы, в частности на экологию и защиту окружающей среды.

30 июля 2023 15:54