Сеять доброе и вечное

Учитель. Чаще всего это слово ассоциируется со знаниями, мудростью, готовностью помочь. Учитель направляет, вдохновляет и раскрывает таланты детей. Как говорил Сократ: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить». Учитель – тот, кто помогает этому «солнцу» проявиться.
И одним из множества таких учителей является Людмила Валерьевна Мытарева, учитель Трясиновской средней школы. Людмила Валерьевна родилась 1 февраля 1973 года в Кумылженском районе Волгоградской области в семье учителей. В разные годы училась в Остроуховской восьмилетней школе, в школе № 17 города Чистополь, в Слащевской и Букановской средних школах и в физико-математической школе при ВолГУ. В 1990 году поступила в ВолГУ, затем перевелась в ВГПУ, так как изначально, как и родители, планировала работать в школе. В Трясиновскую среднюю школу пришла работать 26 сентября 1995 года.

— Я начинала работать учителем физики и астрономии, затем стала преподавать и математику. В настоящее время преподаю физику, математику и финансовую грамотность, — рассказывает Людмила.
Людмила Валерьевна — тот самый педагог, чьи занятия дети ждут с нетерпением. На её уроках не бывает скучно: ребята активно отвечают на вопросы, спорят, исследуют. А недавно учительница предложила им необычный эксперимент — вырастить овощи прямо в классе. Совместно с учащимися агрокласса был создан проект «Салатовый мир». И теперь в обычном школьном классе, где звучат голоса учеников, повторяя правила и решая задачи, шелестят листья. Идея проекта «Салатовый мир» родилась просто: почему бы не превратить подоконник в зелёную лабораторию? Вместе с учащимися 5-го и 6-го классов Людмила Валерьевна прорастили семена огурцов, помидоров и перца. Каждый ребёнок получил свой росток, который подписал и за которым теперь ухаживает.
— Это не только про биологию, — объясняет Людмила Валерьевна. — Дети учатся заботиться о живом, работать в команде и видеть результат своих усилий.
Ребята с азартом рассказывают об эксперименте, о том, как они пробовали прорастить семена разными способами: одни семена замачивали в воде на ночь, другие высаживали сухими, третьи помещали во влажную марлю, а некоторые «подкармливали» специальными растворами для сравнения результатов, и том, что перед помещением семян в грунт его нужно обработать раствором марганцовки. Не все опыты оказались успешными — и это стало ценным уроком.
— Мы поняли, что перцы капризнее огурцов, а помидоры не любят слишком много воды, —объясняет Инна Егорова, участница проекта.
— Дети уже разобрали своих «питомцев», многие уже высадили их на своих домашних огородах. Огурцы уже пустили плети и образовали бутоны с завязью- рассказывает учитель.
Людмила Валерьевна умеет зажечь искру интереса и вот уже обычный школьный кабинет превращается в пространство для больших открытий. И кто знает — возможно, среди этих детей растёт будущий Мичурин или Вавилов?
Также в рамках федерально проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на базе школы создано образовательное пространство, которое оснащено оборудованием для практического изучения учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей. И одним из таких направлений является робототехника.
Внедрение робототехники в учебный процесс способствует формированию личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Круг задач, решаемых робототехникой, достаточно широк, поскольку робот может выступать не только объектом для изучения, но и средством учебного моделирования и конструирования. В основе робототехники лежат игровые технологии.
— В нашей школе занятия дополнительного образования по робототехнике проходят с 2 по 11 классы. Любимцы детей — это маленький робот «Клик», которого дети собрали самостоятельно из набора для изучения основ робототехники, деталей, узлов и механизмов и большой робот «Добот», многофункциональный малогабаритный настольный робот-манипулятор для практического обучения, использующий множество функций, таких как 3D-печать, лазерная гравировка и множество других. Вообще это направление детям очень интересно. Они с удовольствием конструируют, программируют и испытывают свои творения, получая не только знания, но и позитивные эмоции от маленьких побед. Робототехника знакомит их с миром современных технологий, развивает инженерное мышление и творческие способности, — рассказывает Людмила Валерьевна.
А в 2023 году под руководством Людмилы Валерьевны старшеклассники впервые попробовали свои силы во Всероссийском конкурсе среди учащихся общеобразовательных учреждений сельских поселений и малых городов «АгроНТРИ», где школьники осваивают технологии будущего. И уже в дебютном сезоне – громкий успех! Ученица Анастасия Панфилова не только выиграла региональный этап, но и стала лауреатом финала на площадке Казанского государственного аграрного университета, представив инновационные решения в направлении «Агроверт».
-Успех Насти — не случайность, а результат ее упорства. Мы хотим, чтобы каждый ребёнок в нашем районе верил: даже из маленького посёлка можно выйти в большую науку, — говорит Людмила Валерьевна.
— Когда я впервые узнала о конкурсе «АгроНТРИ», даже не думала, что смогу дойти до финала. Но Людмила Валерьевна убедила меня попробовать — сказала, что у нас в хуторе тоже есть талантливые ребята, которые могут конкурировать с участниками с больших городов. В Казани было волнительно, но так здорово. Я познакомилась с ребятами, увидела их проекты и осознала: сельское хозяйство – это не про «скучные поля», наука, инновации и будущее, — поделилась Анастасия.

В этом году под руководством Людмилы Валерьевны дети снова участвуют во Всероссийском конкурсе «АгроНТРИ», но теперь пробуют силы в номинации — «ДоброПчёл» Юлия Холодова, Анастасия Коновалова, ученицы 8 класса и Злата Поцелуева ученица 7 класса. Это направление сочетает многовековые традиции пасечного дела с современными технологиями — от сенсоров контроля ульев до анализа данных с помощью ИИ.
Мы желаем участникам удачи и ждём новой победы! Отдельно хочется отметить талант и преданность своему делу Людмилы Валерьевны, ее вдохновение и неустанный труд, открывающий перед учениками новые горизонты. Именно благодаря таким педагогам, как она, у детей пробуждается интерес к учебе и новым и открытиям.
Марина Картушина.