Функциональная грамотность на практике
В Отрожкинской школе состоялся районный семинар для педагогов.
О функциональной грамотности учителя Отрожкинской средней школе не только рассказали, но и применили на практике. А мы начали с того, что попытались разобраться: что же такое функциональная грамотность?
– О функциональной грамотности сегодня говорят все больше и больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней, – рассказывает директор школы Л.В. Бирюкова. – Например, если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Все это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.
Выходит, на практике развитое качество будет выглядеть как находчивость, способность применять полученные знания из какой-либо области при решении поставленной задачи.
Цель работы учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку в развитии: освоении новых знаний, умений и возможности применять их на практике. Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика? Людмила Владимировна отвечает так: «Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те упражнения, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения. Вот и ответ на поставленный вопрос: чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, то есть требует творческой активности».
И к практике. А там началось волшебство. Мастер-класс по межпредметной интеграции как процесс сближения, взаимосвязи, взаимодополнении различных учебных дисциплин для формирования функциональной грамотности провели учителя Татьяна Николаевна Дьяконова, Людмила Аркадьевна Стоногина, Лев Владимирович Лобанов и Ольга Игоревна Назаренко. Итогом такого занятия стало оформление глобуса из… тыквы.
– Сначала участники мастер-класса с осторожностью принялись за рисование, – поделилась с нами Татьяна Николаевна.
Но обстановка расположила участников к творчеству, и спустя некоторое время, учителя выводили аккуратно на будущем глобусе континенты и подписывали океаны.
– Мы мерили друг друга попугаями, обсуждали, почему белый медведь никогда не встретится с пингвином, рассуждали, за какое достижение занесена панда в книгу рекордов Гиннеса, – продолжала Т.Н. Дьяконова. – Любой мастер-класс должен быть интересен участникам. Если интереса нет, то в этом процессе нет и смысла. Поэтому, когда участники сами создали глобус, поработали с ассоциациями и разместили предметы на глобусе согласно этим ассоциациям, то занятие запомнится всем присутствующим.
Такая педагогическая находка не только заинтересовала, но и, в первую очередь, удивила педагогов.
Мастер-классы «Подготовка к ВПР как способ формирования функциональной грамотности обучающихся начальной школы», «Методы и формы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования» и «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках ОБЖ через использование ситуационных задач» подготовили и провели педагоги школы Надежда Александровна Котельникова, Марина Валентиновна Котельникова и Василий Сергеевич Макаров. Да, задачи, которые формируются в современном времени, требуют и современного подхода к их решению. Без этого никак.
Как физическая культура способствует развитию этого качества, на занятии показала Елена Константиновна Бурыкина.
– Мы продемонстрировали, как дети могут применять математическую, читательскую грамотность, – поделилась Елена Константиновна. – Провели круговую тренировку по станциям. Принимали участие в занятии и учителя: в команде был ученик и учитель. Были задания, где нужно было отгадать загадки или кроссворд. Также познакомились с игрой доджбол, хотя некоторые участники знали о ней. Это игра на мышление и смекалку.
О развитии функциональной грамотности через воспитательную работу подготовил презентацию советник директора школы Александр Геннадьевич Шерстобитов.
Функциональная грамотность – это способность применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Ее смысл – в метапредметности, осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи. Это качество как индикатор общественного благополучия. Поэтому цель школы: обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, подготовить учащегося к адаптации в современном мире.
Марина Фирсова
Фото Андрея Ковалева.