Усть-Медведицкая газета

История России в СУДЬБЕ ОДНОГО казачьего дома

Эта история о доме Пановых – доме моего отца Панова Родиона Георгиевича. Он родился в 1917 году в х. Ендовском.

Отец Родиона, Георгий Савельевич, в Первую мировую войну служил в 3-м донском казачьем полку Ермака Тимофеевича. Казачьи полки сражались на самых ответственных участках фронта, проявляли массовое мужество, военное мастерство и доблесть, верность воинскому долгу. В 1916 году Георгий получил ранение и был комиссован. В конце 1918 года Георгий Савельевич был убит шальной пулей, когда скакал домой из станицы Усть-Медведицкой.
Мама Родиона, Елизавета Васильевна, в трудные голодные годы, в Гражданскую войну и после нее одна растила четырех детей. После смерти мужа сыну Ивану было 10 лет, Захару – 8, Дуне – 4, Родиону – 1 год.
В 20 и 30-е годы в Поволжье была засуха и голод. Урожая практически не было. Почти все, что собирали, сдавали государству в продовольственную разверстку и оставляли на семена. Варили и ели лебеду и другую траву. Родион вместе с сестрой и братьями собирали колоски, оставшиеся на поле после уборки урожая. Это было опасно, могли арестовать и посадить в тюрьму, но голод был сильнее страха
6 сентября 1938 г. Родион Панов был призван в армию РККА Фрунзенским районным военкоматом Сталинградской области. Вместе с другом Александром Шлыковым его направили на службу в Монголию. Служили в 8-й мотобронебригаде 234-го отдельного автобронебатальона, в 3-й роте. Рота дислоцировалась в г. Боянь-Тюмень с мая по сентябрь 1939 г. Родион служил механиком-водителем на танке БТ7, участвовал в боях за Халкин Гол. Весной 1939 года японцы сосредоточили в районе Халхин-Гола более двух с половиной тысяч военнослужащих, несколько десятков бронемашин, орудий и пулеметов. Утром второго июля Квантунская армия двинулась в наступление. Японцы прорвали оборону советско-монгольских войск. Под угрозой окружения командующий советской группировкой войск в Монголии Георгий Жуков был вынужден бросить в бой танковую бригаду без поддержки пехоты. В этом бою японцам удалось поджечь много наших танков, так как у БТ7 была слабая броня. Танк Родиона тоже подстрелили. Родион со стрелком смогли выбраться из горящего танка, другие солдаты помогли им добраться в безопасное место, прикрыли из миномета.
Наступление японцев остановили ценой высоких потерь. Плацдарм на западном берегу японцы не удержали. В результате мощного танкового удара советской армии японские войска отступили. После освобождения Монголии от японцев Родиона перевели в г. Улан Батор. 11 ноября 1940 года роту демобилизовали.

В самом начале ВОВ 25 июня 1941 года Родион был мобилизован и направлен на Карельский фронт. Район боевых действий в Карелии представляет собой горную тундру, с множеством озер, труднопроходимых болот и обширных пространств, загроможденных валунами, с суровыми климатическими условиями. Карельский фронт имел самую большую протяженность среди всех советских фронтов Великой Отечественной войны – до 1600 км. Основная линия Карельского Фронта проходила вдоль линии Кировской железной дороги, чтобы обеспечить проход к Мурманску и Белому морю. На Ухтинском направлении охрану государственной границы осуществлял 72-й Калевальский пограничный отряд (затем полк) НКВД, командир – майор Никифоров, в котором воевал Родион. С декабря 1941 г. по август 1942 г. Родион прошел курс командира стрелкового отделения. С августа 1942 по январь 1945 года служил помощником командира взвода.
72-й окружной пограничный полк НКВД наряду с подавлением финских пограничных кордонов в первые дни войны обеспечивал охрану границы и тылов войск, в т.ч. боролся с диверсионными группами противника. С декабря 1941 года по август 1944 года 72-й пограничный полк нес службу по охране тыла Карельского фронта и важнейших коммуникаций, постоянно участвуя в боях по оказанию помощи частям Красной Армии. Пограничники, которые были по сути частями охраны тыла Карельского фронта, снабжались значительно хуже, чем другие армейские части. В первые дни войны наша армия не имела истребительной авиации, и противник безнаказанно наводнил территорию Карелии группами диверсантов и шпионов.
Военный корреспондент П.Н. Лукницкий о специфике Карельского фронта писал: «Странная здесь, в этих лесах, война! Ни колючей проволоки, ни крепостей, ни длинных окопов, ни точно обозначенной линии фронта. Здесь иначе: передовая линия – это только условное пространство, на котором сосредоточены части, ведущие бои. Но передовая линия не тянется по всему фронту: обрывается то здесь, то там, сменяется лесом, болотом непроходимым, озерами с топкими, извилистыми, неодолимыми берегами. Однако непроходимых мест на земном шаре нет, и враг, как зверь, подкрадывается – просачивается – повсюду. Он ходит бандами, он вылезает на дорогу, перерезает ее и по-разбойничьи уничтожает попавшихся ему на этой дороге людей, сжигает их скарб и жилье. А войсковую часть он всегда стремится взять в кольцо, задушить петлей внезапного кругового нападения, лесным пожаром создать представление о безнадежности положения. Он чаще всего хочет напасть на штаб, на обоз, на маленькую группу бойцов, цинично не брезгует госпиталями».
Зимой 1942 года наряд 72-го погранотряда, куда входил Родион, во главе с опытным старшим наряда Виноградовым обнаружил следы прорвавшейся через государственную границу в сторону деревни Войница разведгруппы в составе 20 человек. 12 часов на лыжах шло преследование противника, которого пограничники застали врасплох на отдыхе в сарае. Разведгруппа была уничтожена. За отвагу и умелые действия Виноградов был награжден орденом Красного Знамени, а отважные пограничники Осмоловский, Галушкин, Куклин, Овчинников, Панов и Полевой медалями «За боевые заслуги».
В другой раз Родион и пятеро пограничников во главе с начальником заставы старшим лейтенантом М.Т. Шмагриным встали на пути прорвавшей границу на участке соседней заставы, вооруженной автоматами и пулеметами, группы финнов. Начался неравный бой, в ходе которого смертельно раненный М.Т. Шмагрин продолжал грамотно сдерживать превосходящие силы противника. Пограничники не отступили, преградив путь финнам в глубь советской территории. Здесь не проходило ни одного дня без боевых столкновений с вражескими войсками, разведывательными и диверсионными группами противника.
В ночь с 7 на 8 сентября 1944 года части Красной Армии прорвали оборону на Ухтинском направлении и перешли в наступление. Противник вынужден был отступать по всему фронту. 72-й пограничный полк продвигался с наступающими частями Красной Армии и к концу сентября 1944 г. вышел на линию государственной границы СССР с Финляндией 15 ноября 1944 года Финляндия объявила о своей капитуляции и вышла из Второй мировой войны. После этих событий Карельский фронт был расформирован. Родион в составе 72-го пограничного полка продолжал охрану советско-финской границы до конца войны.
Награды Панова Родиона Георгиевича: «Орден Отечественной войны 2 степени», медали: «За оборону Советского Заполярья», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в ВОВ», юбилейные медали ко дню Победы, поздравления Президента РФ.
После окончания войны Родион Георгиевич Панов продолжал служить в Карелии. Январь 1945 г. – декабрь 1948 г. – помощник командира пограничной заставы в п. Туливара. Декабрь 1948 г. – октябрь 1956 г. – мичман, командир группы катеров пограничной заставы в п. Реболы.
В 1956 году Родиона Георгиевича демобилизовали. После окончания службы он приехал с семьей – женой Ириной Васильевной и двумя дочками Светланой и Эмилией – в родной казачий край, где в Волгоградской области жили все его близкие родственники. Обосновался в городе Фролово, работал в МЧС, получил много благодарностей, похвальных и почетных грамот. Родион Георгиевич Панов прошел 2 войны, воевал с японцами, белофиннами и немцами, горел в танке в Монголии, пережил бомбежки немецкой авиации на Беломорканале, замерзал в Заполярье в карельских снегах, воевал с финскими диверсантами, никогда не зная откуда тебя ожидает пуля. Результатом обороны Заполярья для Родиона стало то, что после войны ему удалили одно легкое. Родион Георгиевич всегда был бодрым, энергичным, приветливым, успевал позаботится о каждом родственнике и всех друзьях.
Не обошла война и других членов семьи Пановых. Вместе с Родионом ушли на фронт старшие братья Иван и Захар, а также муж сестры Евдокии Кузнецов Савелий.
Иван Георгиевич Панов был призван в Советскую армию летом 1941 года, в самом начале войны. Воинское звание красноармеец, рядовой. Иван поступил в распоряжение Западного фронта, участвовал в обороне Москвы. К октябрю 1941 года немецко-фашистским захватчикам, удалось с трех сторон подойти к Москве. У немцев было двукратное превосходство в танках и самолетах. Иван принимал участие в боях за Вязьму и Тулу. Оборона Тулы была возложена на 50-ю армию. В течение трех дней немецкие войска предпринимали яростные атаки с целью овладеть городом. Несмотря на то, что к Туле успела подойти только часть войск 50-й армии, они совместно с местным гарнизоном отстояли город. В итоге атаки немцев на Тулу в ноябре были успешно отбиты. В бою Иван получил тяжелое ранение ноги, попал в госпиталь, потом был комиссован. До конца жизни хромал. Награжден Орденом Отечественной войны 1 степени.

Савелий Федотович Кузнецов. Весной 1941 года был призван в Советскую армию Фрунзенским РВК, Сталинградской области. Воинское звание: красноармеец; рядовой. Воинская часть: 872-й стрелковый полк 282-й стрелковой дивизии.
Лето 1941 года было тяжелым для всей страны. Советская армия отступала с большими потерями. В августе 1941 года Савелий принял участие в боях под Житомиром, зимой 1942 года стоял на защите Москвы, участвовал в боях под Зеленоградом, Калугой. Осенью 1942 года наша армия перешла от обороны к наступлению В октябре 1942 года Савелий участвовал в бою в районе Новой Деревни в Новгородской обл. Наступление продвигалась очень медленно, немцы бились ожесточенно и не хотели отступать. В марте 1943 года воинская часть Савелия вела бой в районе поселка Старая Руса в Новгородской обл. 23 декабря 1943 года Савелий погиб в бою за деревню Выставки Невельского района Калининской области. Место захоронения: Псковская область, Невельский р-н, с.п. «Плисская волость», д. Турки-Перевоз.
РS: Как видно из представленного краткого повествования, жизнь и судьба Дома Пановых тесно переплелись с судьбой и тяжелыми годами для всей России. Дом Пановых пережил: Первую мировую войну, Октябрьскую революцию, голодные 20-е и 30-е годы в Поволжье, войну на Халхин-Голе, бои на Серафимовичском и Сталинградском полигонах и других фронтах, и полигонах Великой Отечественной войны, смерть близких, ранения на фронте, радость Победы.
В настоящее время в Доме Пановых работают и трудятся дети и внуки тех, кто пережил тяжелые военные годы и завевал нам мирную жизнь. Это: инженеры, фермеры, экономисты, бизнесмены, строители, фармаколог, психолог, архитектор, юрист, преподаватель технического университета, школьный учитель, преподаватели Серафимовичского и Михайловского строительных техникумов и представители других профессий.
Наше послевоенное поколение не знало, что такое война, не коснулись нас ни тяжести военных лет, ни нужда, ни голод. Но память о той страшной войне навсегда останется у нас из документов и воспоминаний наших родителей. Эта память должна остаться не только у нашего поколения, но у всех, кто живет и будет жить после нас.
Светлана Панова,
г. Фролово.

23 мая 2023 13:45