Усть-Медведицкая газета

«Усть-Медведицкое ожерелье»


Православный туризм в Волгоградской области становится все более популярным направлением, привлекающим как верующих, так и тех, кто интересуется культурным и историческим наследием страны. Это явление связано с ростом интереса к духовным практикам, а также с увеличением числа людей, стремящихся найти внутренний покой и смысл жизни через путешествия по святым местам.


Интерактивную карту локальных брендов России пополнили восемь волгоградских достопримечательностей, среди которых «Усть-Медведицкое ожерелье».
Это настоящая жемчужина Серафимовичского района, где река Дон обвивает белоснежные храмы, словно нитью, на которой нанизаны бусины. «Усть-Медведицкое ожерелье» включает три великолепных храма: Казанский храм Усть-Медведицкого монастыря, Воскресенскую и Троицкую церкви. Все фасады этих святынь окрашены в белый цвет, что подчеркивает их величие и красоту. Храмы, словно жемчужины, вплетены в ландшафт на берегу реки Дон, создавая неповторимый архитектурный ансамбль.
Сотрудники краеведческого музея Серафимовича разработали туристический маршрут, который знакомит с удивительной историей становления и возрождения православных храмов, чудесах исцеления тела и души, а также историей и культурой донского казачества.


Жемчужина Дона


Усть-Медведицкий монастырь был основан в 1652 году, что делает его одной из старейших донских обителей. Наибольшего развития он достиг во второй половине XIX века при игуменье Арсении. По ее инициативе был возведен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Игуменья также принимала непосредственное участие в создании комплекса монастырских пещер.
В 1930-х пещеры были засыпаны, но восстановлены в 1970-х. По преданию, на одном из камней сохранились отпечатки ладоней Арсении. Примечательно, что в начале монастырь был мужским и обладал несколькими каменными постройками. Они были уничтожены до 1830 года. Единственным сохранившимся элементом того ансамбля является арка. Игуменья Арсения преобразовала ее в звонницу.


В 1928 году монастырь был закрыт, а монахини подверглись репрессиям. Они организовали небольшой молитвенный дом, где оставались до Великой Отечественной войны. Восстановление святыни произошло в 1991 году. На сегодня все постройки отреставрированы и действуют. Наиболее почитаемые из них:
Собор Казанской иконы Божией матери, воздвигнутый во второй половине XIX века. Это каменное здание вытянутой формы. Четверик храма и трапезная оформлены позакомарным перекрытием с резными фризами. Резьбу также можно видеть на парадном фронтоне и барабанах, увенчанных золотыми и лазурными со звездами главами.

Церковь Спаса Преображения – наиболее современный храм монастыря. Он привлекает внимание необычной архитектурой. Невысокий объем сооружения завершается двухъярусной башней, которая буквально усеяна кокошниками и золотыми главами – 33-мя куполами – по числу земных лет Иисуса Христа.
Усть-Медведицкий монастырь охраняется государством как объект историко-культурного наследия. А еще это символ Серафимовича и главный памятник старины.


Воскресенский храм


Храм начали строить в 1782 году, освятили в 1785-м. Его построили из камня на средства прихожан, заменив деревянный Никольский храм, который был возведен в 1718 году и серьезно обветшал. Кирпичное, оштукатуренное и побеленное здание Воскресенской церкви расположено почти у самого въезда в станицу. Благодаря этому храму силуэт станицы стал узнаваемым.
Сегодня исторический облик одного из старейших храмов Волгоградской области претерпел значительные изменения в результате более поздних пристроек. Церковь утратила свою симметричность. В 1811 году был возведен северный придел Косьмы и Дамиана, а предположительно в те же годы с южной и северной сторон храма появились притворы, выполненные в стиле классицизма. К одной из стен был пристроен дьяконик. В 70-х годах XIX века здесь решено было перестроить колокольню. Храм считался достаточно зажиточным и обладал богатой утварью. Соборным храмом его начали называть после переименования 5 февраля 1912 года и 5 февраля 1913 года.


На сегодняшний день храм располагается на довольно обширном участке неправильной формы. Наиболее впечатляющий вид на храм открывается с левого берега Дона. Особенностью храма является ограда, возведенная в XVIII веке, с четырех- и однопролетными воротами, ориентированными по сторонам света. Архитекторы приложили все усилия, чтобы выполнить ее в духе древнерусской архитектуры. Согласно преданиям, эту ограду для белоснежной церкви построили из камней, найденных под руинами старого Межигорского монастыря – разрушенного православного монастыря, который располагался в урочище Межигорье, недалеко от села Новые Петровцы в Вышгородском районе Киевской области, на правом берегу Днепра. Изначально монастырь был мужским и носил название Спаса Белого. В настоящее время на его месте находится новый монастырь.

Примечательно, что один из колоколов этого храма, на котором изображены лики Божией Матери Казанской и Иисуса Христа и который весит 7 пудов, был отлит в 1899 году. Долгое время он находился в Историческом музее, где его защищали от переплавки. Колокол удалось вернуть обратно в храм, как и множество старинных икон, включая образы Николая Чудотворца, Богородицы и Иисуса Христа.


Свято-Троице-Покровский храм


Еще одной жемчужиной «Усть-Медведицкого ожерелья» является Свято-Троице-Покровский храм, построенный для слушателей духовного училища, освященный 3 октября 1896 года.
Заготовка строительного материала для строительства церкви Покрова Пресвятой Богородицы при духовном училище началась зимой 1894-1895 гг., а строительство было решено начать не раньше весны. Первый камень под восточную часть был заложен 4 июня 1896 года рядом с духовным училищем. Его заложил смотритель училища по благословению Донского Архипастыря Афанасия и при содействии местного начальника края генерал-майора X.В. Пономарева. Автором этого проекта являлся ведущий архитектор Войска Донского П.С. Студеникин. Он был выпускником Академии художеств, участвовал в ряде конкурсов, по результатам которых получил серебряные медали. Выстроенный по его проекту Покровский храм – интересный образец русского стиля в культовой архитектуре Волго-Донского междуречья.
В плане храм Покрова Пресвятой Богородицы – это крестообразное здание, завершающееся куполом на низком широком барабане.


Алтарь и трапезная прямоугольные. Все фасады завершаются щипцами. Углы стен каждого этажа отмечены лопатками, которые сливаются с декоративными поясками под междуэтажными и завершающим карнизами. Декор выдержан в русском стиле (бровки над окнами, поребрик, кресты разной величины на верхней части, арочный и зубчатый пояс). Художественная выразительность внешнего облика во многом обусловлена группировкой оконных проемов и их обрамлением. Внутри храм был разделен на два этажа. Необходимо отметить кирпичную кладку очень высокого качества.
В 1929 году храм был закрыт. После войны в нем размещалась фабрика по производству пуговиц из донских ракушек. В 1993 году началось возрождение храма. На сегодняшний день Свято-Троице-Покровский храм является подворьем монастыря.

В последние годы Волгоградская область становится все более привлекательной для туристов, и этому способствуют активные действия губернатора региона Андрея Бочарова. Введение новых инициатив и программ позволяет не только развивать местный туризм, но и привлекать внимание к историческим и культурным достопримечательностям, которые хранят в себе богатое наследие России.


Светлана РЯБОВА.
Материал подготовлен в рамках проекта
«Не нужен мне берег турецкий».

4 октября 2024 10:42