Усть-Медведицкая газета

Вековой юбилей

Сегодня, 31 января, житель х. Березки, ветеран Великой Отечественной войны Василий Дмитриевич Хохлачев отмечает вековой юбилей.

Василий Дмитриевич родился 31 января 1922 года в простой крестьянской семье в деревне Заход Старицкого района Тверской области. Отец Дмитрий Васильевич, мать Елизавета Кузьминична и младший брат Николай жили в деревне до коллективизации неплохо. Спустя время на глазах Василия Дмитриевича раскулачили деда. Должны были и дом забрать, но бабушка отказалась покидать его, и дом все же оставили. Вынесли из дома все: мебель, посуду, цветы – дом был полностью пустой.

Спустя время отец перевез семью в Ленинград. Жили в полуподвальном помещении.

– Мы интересовались всем, – вспоминает Василий Дмитриевич. – Мы не могли с Николаем сидеть без дела. Решили из досок сколотить санки и подвозить прохожих, чтобы зарабатывать деньги. Спали мы на нарах, ничего у нас не было. Но мы как-то совсем не беспокоились об этом. Живем и живем. Нормально. А потом мы пошли в школу.

Через некоторое время отцу дали комнату, и семья переехала туда. Школу Василий Дмитриевич окончил хорошо.

И вот грянула война.

– Отцу пришла повестка, – рассказывает Василий Дмитриевич. – Мы его собрали и отправили. Не плакали, будто так и надо. Так отец ушел на фронт. Николай еще учился в школе. А я ждал повестку и рыл траншеи.

И повестка пришла… На фронт Василий Дмитриевич был призван в июне 1941 года, прошел через всю Великую Отечественную войну.

Война – это страшное слово. Но еще страшнее быть в самой ее гуще. Василий Дмитриевич учавствовал в боях  Орловско-Курской дуге.

– В мае нас погрузили в эшелон и отправили в Степной округ, – рассказывает ветеран. – Степной округ — это там, где начались бои на Орловско-Курской дуге. Там мы расположились недалеко от Россоши и Обояни. Шли очень сильные бои на Орловско-Курской дуге. Мы стояли во втором эшелоне и ждали. Вот-вот приблизятся немцы, прорвут первый эшелон, и мы должны будем встретить врага во всеоружии. Земля была набита артиллерией, пушками. Танки закапывали по самые башни. Я еще был мальчишкой, сколько мне было — 21 год всего лишь. И когда это мощное сражение закончилось, а первый эшелон их не пропустил, мы в бой даже не вступили. Потом мы пошли в наступление. Это побоище у меня до сих пор стоит перед глазами. Это было страшно. Мы шли за отступающим немцем. Немцы отступали очень хитро. Бьешь, бьешь, а никак не прорваться. А потом — бах! И немцев нет. Немцы пропали, их начинают искать. А немцы уже заняли новые огневые позиции. Слева, метрах в 500-700-х, стоит 76-миллиметровая батарея пулевых пушек. Немцы засекли и лупят по ним, расчета не видно, только пушки подпрыгивают вверх-вниз. Как разорвется снаряд, так они и подпрыгивают. В общем, раздолбал немец эту батарею. Я впервые услышал, как над головой шуршат довольно солидные снаряды. И вот тогда я почувствовал, что это смертельные снаряды…
Запомнился Василию Дмитриевичу город Герлиц. Он ехал на мотоцикле в рабочем костюме по улицам города. Белые флаги были вывешены на балконах. Людей не было. Обнаружили склад немецких 88-миллиметровых зенитных пушек. Командирование поручило уничтожить эти снаряды, расстрелять их без цели в сторону.

– Сначала у нас ничего не получалось, – продолжает В.Д. Хохлачев, – а потом мы догадались, что там полуавтоматический затвор и механизм автоматического выбрасывания гильз. С этим раньше не встречались. На нашем пути мы увидели брошенный «Тигр». Я залез в этот танк, меня удивила чистота внутри. А когда сел на место водителя, меня поразила хорошая видимость. Помню, было раннее утро. Я приехал на батарею, а возле пушек никого нет. Меня это сильно насторожило. Вдруг мне кричат солдаты: «Давай быстрее к нам!» Они прятались возле трубы. Оказывается, работал снайпер, но он меня не задел. Из Германии нас повернули в Чехословакию, в Либерец. Чехи очень жестко обращались с немцами, а нас встречали радушно. 8 мая какой-то проезжающий командир сказал, что завтра война закончится. Но для нас она еще продолжалась. Над нами все еще свистели пули гибли люди.

В официальных документах Василия Дмитриевича записано: «Окончил войну 11 мая 1945 года».

– В городе Тата, на северо-западе Венгрии, в 1946 году нас посадили в эшелон и отправили в Россию, – вспоминает В.Д. Хохлачев. – Ехали мы через Румынию. Когда мы пересекли нашу границу, мы целовали землю! Нас никто не заставлял это делать, но мы все радовались, что вернулись домой.

За заслуги перед Отечеством Василий Дмитриевич награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени.

Наш корр.

31 января 2022 13:54