Усть-Медведицкая газета

На волоске от смерти

Родился Иван Агеевич Коновалов в х. Отрожки. В семье Коноваловых было шестеро детей. Когда Иван окончил 4 класса, начал помогать в колхозе. В 1941 году началась война, и отца сразу забрали на фронт. Ивану на тот момент не было 18 лет. В 1942 году военкомат Фрунзенского района вызвал несовершеннолетних юношей и направил их как добровольцев на фронт. Сначала ребята попали в Солянку на распределительный пункт. Был Иван там две недели. В октябре его направили назад, до Ленинска, далее – в Среднюю Ахтубу.
Вскоре молодой солдат был направлен к Волге, до хутора, который был полностью разбит. В руинах каменного дома солдаты устроили ночлег. Переночевали, плотнее прижавшись друг к другу – зима началась рано, было довольно холодно. Наутро они обнаружили, что два товарища замерзли.
Затем 178-й минометный полк, в составе которого находился И.А. Коновалов, переправили через Волгу в Сталинград.
У подножия Мамаева кургана полк занял оборонительно-наступательную позицию. На протяжении долгого времени высота переходила то советской, то вражеской армии. Иван Агеевич был на передовой. У молодых солдат были винтовки, но стреляли только из минометов и редко, т.к. снарядов подвозили мало. Каждый день рано утром враг начинал бомбежку, во время одной из них Иван был ранен осколком. Ранение хоть и не было серьезным, но бойца все же отправили домой.
Как стало известно позже, когда были присланы документы – Иван Агеевич находился на обороне Сталинграда с 30 декабря по 3 февраля. На самом деле в то время мало кто знал, какое сегодня число, да и не до этого было.
После выхода приказа Сталина о привлечении на службу юношей, рожденных в 1925 году, Иван был зачислен в ряды Советской Армии. В Ульяновске прошел курсы танкиста, получил там новый танк. Был направлен в Белоруссию, в г. Ковель, где принял участие в ожесточенном бою. Этот город был полностью разбомблен.
Дальше путь Ивана Агеевича лежал до Вислы в г. Люблин. Из-за поломки танка парню пришлось отстать от однополчан и ждать ремонтников. Именно там молодому солдату пришлось увидеть лагеря, где немцы держали пленных. В одном из бараков лагеря под самую крышу было сложено огромное количество различной обуви: женской, мужской, взрослой и даже детской. Это была обувь попавших в руки врага и сожженных заживо солдат и мирных жителей – как взрослых, так и детей…
Пока искали, где заправиться, проходили недалеко от возвышенности, где находился зенитный расчет. Это только потом Ивану стало известно, что в этом расчете находился его отец. Через какое-то время полк, в котором служил И.А. Коновалов, занял плацдарм через Вислу ниже Варшавы. Иван получил письмо от отца, где сообщалось о его местонахождении. Тут-то он и понял, что разминулся с отцом всего лишь в нескольких километрах. Иван попросил друга, который направлялся как раз в ту сторону, заехать к отцу. Тот согласился. Отец, узнав, что сын рядом, не раздумывая нашел возможность увидеться с ним. Через неделю он уже был на плацдарме у Ивана. Вот так Ивану Агеевичу удалось повидаться на фронте со своим отцом. Это был подарок судьбы.
Вообще Ивану Агеевичу везло на протяжении всего боевого пути – он много раз находился на волоске от смерти.
Три года И.А. Коновалов воевал танкистом, прежде чем добрался до столицы Германии. Уже в Берлине получил серьезное осколочное ранение, отняли ногу. День Победы Иван встретил в госпитале. Трудно описать все мытарства по госпиталям, прежде чем он попал домой.
За боевые заслуги Иван Агеевич был награжден орденом Отечественной войны I и II степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией» и другими наградами.
Из архива «Усть-Медведицкой газеты».

2 февраля 2023 13:15