Усть-Медведицкая газета

Путь солдата

Самое страшное, что может случиться в судьбе каждого человека и всей страны, – это война. Искаженные ужасом лица женщин, детей, стариков. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. Вот это и есть война. 
Победное начало Сталинградской битвы было положено на нашей донской земле. Поэтому страшная весть ворвалась и в дома наших земляков. Совсем еще неокрепшие юноши уходили из района навстречу суровой неизвестности с коротким сухим названием «фронт».
Военные истории передаются от старших, прошедших это страшное испытание, поколений к младшим, живущим в мирное время.
Нам, потомкам героев, посчастливилось узнать от участника Сталинградской битвы Ивана Ивановича Игумнова о том страшном времени.
Иван Иванович – ветеран войны, получивший два ранения. Награжден Орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», Орденом Отечественной войны I степени. Его боевой путь не отличается яркими событиями и громкими победами, она схожа с подавляющим большинством судеб наших соотечественников. Вместе с тем судьба эта преисполнена драматизмом, в ней заключены боль и слава целого поколения. А главное, фронтовой путь Ивана Ивановича красноречиво рассказывает о той цене, которую пришлось заплатить каждому из миллионов простых людей за общую победу над фашизмом.
Сотрудники редакции «Усть-Медведицкой газеты» не раз встречались с ветеранами. В одном из интервью И.И. Игумнов поведал нам о своей довоенной биографии и о том, как его настигла война:
– Родился я 13 октября 1923 года в хуторе Зимняцком. Закончил четыре класса сельской школы. Немного поработав в колхозе, уехал в Астраханскую область. Привлекло то, что там предлагали обучаться на слесаря. Когда же я и еще несколько ребят приехали, нас поставили перед фактом – быть бондарями. Ничего другого не оставалось, как отучиться и идти работать по этой профессии, так как по приезду паспорта у нас забрали. Трудился на рыбном заводе в городе Ейске Краснодарского края, и в общем-то, все устраивало. Там меня и настигла война. Домой я и многие другие уехали скоропостижно, даже не отпрашиваясь с производства.
Немного поработал в поле – подвозил продукты работникам. Когда объявили мобилизацию, меня в марте 1942 года забрали на фронт. Сначала нас направили в Котельниково Сталинградской области, затем – в Жутово, где обмундировали, а затем перебросили в Качалино в только что сформированную там 173-ю танковую бригаду. Здесь я был назначен вторым номером ручного пулемета. Вскорости мы были направлены на фронт.
Как сейчас помню, случилось это августовской ночью. Куда нас везли мы не знали. Даже много лет спустя я так и не смог узнать, куда нас отправили. Знаю, что это было у нас, в Сталинградской области, так как ехали мы недолго.
Прибыли ночью. Было темно, вокруг открытая местность, впереди деревня, тихо. С рассветом услышали грохот танков – они шли на нас со стороны деревни с флангов, а по центру двигалась пехота. Начался бой. И я, и мои товарищи делали то, что должны были – сражались. Знали, что не должны пропустить врага, и при этом, конечно, хотели остаться в живых. Вдруг я почувствовал, как обожгло левую сторону лица и что-то горячее заструилось по шее за воротник. Не сразу понял, что это была кровь. Оказалось, что меня ранил осколок от мины или снаряда. Смог сам подойти к машине с ранеными. Меня перевязали и вместе с другими ранеными отправили в госпиталь в Ленинск. Спустя некоторое время оттуда переправили в Саратов.
Меня быстро подняли на ноги и уже через две-три недели направили на пересыльный пункт. Попал в 89-ю отдельную роту при обслуживании артбазы Первой Гвардейской Армии. Сначала прибыли в город Калач Воронежской области, затем на Украину. Здесь я отучился в школе младших офицеров, которую окончил в звании сержанта.
Был переброшен в украинский город Изюм. Пробыли там несколько дней. Ночью надо было идти в наступление. Не успели мы рвануться в бой, как попали под обстрел. Рядом ахнуло и меня подбросило. Санитар вытащил с поля боя и приволок в блиндаж. Там наложил жгут на раненые ноги и на подводе меня отправили в тыл в госпиталь. Долго пробыл там, так как эвакуация не удавалась из-за постоянных бомбежек. Когда наши оттеснили немцев, был вывезен в Ашхабад. В начале 1944 года я вернулся домой.
В хуторе Зимняцком я почти сразу пошел на работу. Еще в довоенное время я познакомился с местным кузнецом. Зная меня как парня работящего, он уговорил работать у него. Так я устроился в кузницу молотобойцем и трудился до самой пенсии. Женился. С супругой жили душа в душу, она ушла из жизни в 2008 году. У меня две дочери – Валентина и Татьяна.
Иван Иванович очень любит читать художественную литературу. Несколько раз перечитывал «Тихий Дон». Судьба у нашего героя непростая. Он не думал о наградах. Ему, еще совсем молодому парню, пришлось познать все тяготы войны. Но несмотря на трудности в послевоенные годы, он продолжил мирно трудиться и воспитывать своих детей.
Да, война закончилась давно. Но мы всегда должны помнить о ней, ценить мирное небо над головой, ведь именно ради него отдавали жизни наши предки.
Наш корр.

4 февраля 2021 13:17