Усть-Медведицкая газета

М.А. Кузнецов – Герой Советского Союза

Есть места на карте нашей Родины, которые волнуют сердца людей, несмотря на то, сколько времени проходит. Таков Сталинград, и событие, связанное с названием этого города – Сталинградская битва. Советский народ проявил в этой битве несгибаемую стойкость и мужество. Около 760 тысяч участников Сталинградской битвы были награждены орденами и медалями СССР, более 120 участникам присвоено звание Героя Советского Союза.
В ходе Сталинградской битвы в боях за наш край звание Героя Советского Союза было присвоено Михаилу Арсентьевичу Кузнецову.
В Кратком биографическом словаре «Герои Советского Союза» на странице 802 записано имя Героя Советского Союза Михаила Арсентьевича Кузнецова. Основным источником сведений о героизме М.А. Кузнецова стали его воспоминания об участии в Сталинградской битве за его личной подписью в марте 1967 года, которые хранятся в школьном музее Среднецарицынской средней школы.
«Утром 20 ноября части дивизии продолжали наступление в направлении населенного пункта Средне-Царицынский. Двигаясь по дороге, идущей в этот населенный пункт, командование дивизии обнаружило, что справа по ходу нашего движения на одну из высот вышла сначала небольшая группа противника, а затем через несколько минут в этом районе появилась целая колонна пехоты, а с нею обоз в количестве примерно до 20-30 санных упряжек. Что за противник и каковы его намерения нам не было известно. Наблюдая за его движением у некоторых офицеров дивизии, в том числе и у меня, сложилось мнение, что обнаруженный нами противник представляет собой какую-то разгромленную нашими войсками часть, которая отступает в тыл. Мы с командиром роты старшим лейтенантом Паниным попросили командира дивизии генерала майора Белова разрешить нашей роте атаковать обнаруженного противника и захватить его в плен. Но для этого роту автоматчиков необходимо будет поддержать огнем артиллерии. Командир дивизии согласился с нашим мнением и отдал приказ командиру истребительно-противотанкового дивизиона, который был придан для поддержки нашей дивизии, оказать помощь автоматчикам огнем, в момент, когда они выйдут на рубеж атаки.
Преодолев овраг, отделявший части дивизии от противника, автоматчики сосредоточились у подножья высоты, по которой двигалась вражеская часть. В это время наши артиллеристы открыли огонь по вражеской колонне, заставив его залечь. Сделав два залпа, артиллеристы прекратили огонь и в это время автоматчики встали и с криком «ура!», ведя огонь, выше залегшего противника атаковали его. Солдаты и офицеры противника, оказавшись в таком положении, подняли вверх руки и начали сдаваться нам в плен. В результате нами было разоружено и взято в плен свыше 300 румынских солдат и офицеров, захвачен обоз с продовольствием, вещевым и другим имуществом и боеприпасами. Пленные и захваченных трофеи нами были доставлены в расположение дивизии. При допросе командиром нашей дивизии попавшего в плен румынского майора, последний заявил о том, что их часть находилась на второй позиции немецкой обороны, утром 19 ноября попала под огонь нашей артиллерии, авиации и танков, потеряла значительную часть своего личного состава и техники, в том числе был убит командир их полка и разгромлен штаб. После того как русские перешли в контрнаступление они оставили занимаемый участок обороны и начали отход вглубь обороны.
Оказавшись без топографических карт данного района местности, они всю ночь блудили по полям и оврагам, не зная куда идти и что делать. Добровольно сдаться в плен к нам они боялись потому, что немцы и их старшие командиры пугали солдат тем, что русские очень жестоко обра-щаются с пленными, многих расстреливают без всякой на то причины, а остальных отправляют работать в Сибирь, пленных кормят очень плохо и они почти все или замерзают от сильного мороза, или просто умирают. Генерал Белов посмеялся над румынским офицером, заявив ему, что это сплошной вымысел и обман. Русские – гуманные люди и с пленными они поступают в соответствии с существующими между-народными соглашениями, и приказал майору рассказать об этом пленным солдатам».
Михаил Арсентьевич в своих воспоминаниях описал то, как оккупанты относились к мирному населению и, что ненависть к врагу придала им силы для дальнейшего наступления. И вот в ходе боя захвачен в плен растерянный и жалкий противник, который сложил оружие, и русский воин не поднял оружие против них. Несмотря на смерть, которая окружает на войне каждую секунду, наши воины умели ценить жизнь, хоть это была жизнь врага.
«Примерно в 8-9 часов утра 20 ноября части нашей дивизии подошли к населенному пункту Средне-Царицынский. Командование дивизии решило временно приостановить движение с тем, чтобы подтянуть отставшие силы, после чего продолжать наступление вперед. Роте автоматчиков нашего полка, командирами дивизии и полка было приказано ворваться в Средне-Царицынский и попытаться захватить несколько домов, после чего в бой вступят остальные части дивизии. Получив приказ, автоматчики незаметно для противника подошли к хутору Средне-Царицынский и ворвались в него. Находящийся в хуторе противник был застигнут нами в врасплох. Воспользовавшись возникшей паникой в стане врага, автоматчики быстро захватили несколько домов на окраине хутора, а затем мелкими группами начали просачиваться вглубь населенного пункта. Огнем из автоматов и гранатами начали очищать дома и другие строения от засевших там немецких и румынских солдат и офицеров.
Достигнув центра населенного пункта Средне-Царицынский, один взвод наших автоматчиков попал под прицельный огонь противника и, потеряв часть личного состава, вынужден был залечь. Я в это время действовал с другой группой автоматчиков в центре боевого порядка роты. Командир роты старший лейтенант Панин возглавлял третью роту и вел бои на правом фланге.
Наблюдая за впереди стоящими домами, мне удалось установить, что из окна одного из них немецкий пулеметчик ведет огонь по нашим автоматчикам, которые вынуждены были залечь. Оценив обстановку, я решил оказать помощь попавшим в беду подчиненным. Используя дорожный кювет, идущий мимо дома, в котором засели фашисты, я незаметно для вражеского пулеметчика приблизился к углу дома, в котором он находился, а затем быстрым броском подбежал к стене дома. Убедившись в том, что немец меня не заметил и не может поразить огнем из пулемета, я приготовил противотанковую гранату, уловил момент, когда немецкий пулеметчик на непродолжительное время прекратил огонь из пулемета, я бросил гранату в окно дома. Раздался сильный взрыв, в результате которого немецкий пулеметчик и находящиеся вместе с ним несколько фашистских солдат были убиты. Наши автоматчики вновь получили возможность для продолжения наступательных действий. В этом доме, а также в блиндаже возле дома, где укрывались фашистские вояки, нами было уничтожено до двух десятков солдат и 7 офицеров противника.
Пройдя к зданию школы, мы заметили, что несколько фашистских солдат и офицеров, стараясь спасти свою шкуру, решили укрыться от огня автоматчиков в недостроенной уборной.

Встреча 1977 г.

Тогда мы открыли по этому строению автоматный огонь, бросили несколько гранат. В результате находящиеся там немцы нашли себе могилу в надлежащем для них месте.
В конце села нами было обнаружено большое скопление немецких и румынских солдат и офицеров, которые сев на автомашины, пытались спастись бегством, но сделать им этого не удалось, потому что они были быстро окружены автоматчиками и пленены. Примерно в 13:00 20 ноября населенный пункт Средне-Царицынский был полностью освобожден ротой автоматчиков от находящихся там немецких и румынских солдат и офицеров. Нами были захвачены богатые трофеи: четыре орудия, несколько десятков пулеметов, автоматов и винтовок, шесть автомашин, полевой хлебозавод, склады с боеприпасами, амуницией и продовольствием».
Михаил Арсентьевич много раз проявлял в бою смекалку и отвагу, он заботился о жизни своих солдат и старался продумать действия, чтобы не было напрасных смертей.
После освобождения хутора Средне-Царицынского дивизии было приказано наступать на населенный пункт Чернышевская. Рота автоматчиков Кузнецова участвовала в освобождении целого ряда населенных пунктов на территории Сталинградской и Ростовской областей. Будучи раненым в обе ноги Михаил Арсентьевич был направлен на лечение в эвакогоспиталь в г. Балашов, Саратовской обл., а оттуда в эвакогоспиталь 3348 г. Новосибирск, где лечился до мая 1943 г. За период войны он был пять раз ранен и один раз контужен. После нескольких месяцев лечения Кузнецов медицинской комиссией был признан негодным к строевой службе.
За свой безупречный и героический ратный труд в боевых действиях награжден четырьмя орденами и восемью медалями Советского Союза. 14 февраля 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР ему за бои под Сталинградом было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда.
Михаил Арсентьевич с армией не расстался, вернулся к изначальной своей профессии – политической работе. Был назначен заместителем начальника политотдела по комсомолу эвакуированного в Сибирь Киевского военного училища связи. В сентябре 1944 года стал слушателем Высших всеармейских военно-политических курсов Главного политуправления РККА в Москве. Здесь встретил День Победы. Участник исторического Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади.

По местам боев в мирное время

Михаил Арсентьевич, со своими однополчанами 50-го гвардейского полка, дважды приезжал с официальным мероприятием в наши хутора. Первая встреча была в 1977 году, а вторая 1982 году.
Илья Васильевич Наталюткин вспоминает, что 9 мая 1977 года совершилась торжественная встреча гвардейцев 50-й стрелковой дивизии, на которой присутствовал Михаил Арсентьевич Кузнецов. К этому событию тщательно готовились. Илья Васильевич в то время был председателем Среднецарицынского сельского совета (1973-1981 гг.). Вечером 8 мая было организовано собрание по случаю Победы, а днем 9 мая праздник «День Победы» отмечали митингом на братском захоронении в хуторе Коротовском.
Николай Павлович Кривченков вспоминает о встрече с воинами 50-й стрелковой дивизии в 1982 году, в то время он занимал должность парторга колхоза «Путь коммунизма» (х. Среднецарицынский). Ветераны Великой Отечественной войны хуторов Коротовского, Фомихинского, Среднецарицынского, Б-Немухи, Б-Соина вместе с прибывшими ветеранами 50-й стрелковой дивизии совершили автопробег по местам боев и по местам братских захоронений, возложили венки, провели митинги с местным населением.
Илья Васильевич Наталюткин вспоминает, что Кузнецов приезжал еще раз неофициально летом, приезжал один. Во время приезда ветеран посещал братские могилы в хуторах Коротовском, Фомихинском, Белонемухинском. С собой у него была тетрадь, в которую он что-то записывал. У Михаила Арсентьевича был чемоданчик, в котором лежало несколько исписанных тетрадей. Как он объяснил, в тетрадях он делал записи, необходимые для книги, которую ветеран собирался писать. Поиск данных о книге М.А. Кузнецова оказался безрезультатным, но возможно его мемуары были изданы в соавторстве, и поиски будут продолжены.
Про Михаила Арсентьевича Илья Васильевич, который сам ветеран Великой Отечественной войны, сказал: «Парень хваткий, наверное, потому и воевал в разведке, которая шла впереди основных войск. Скромный в общении, но в беседах был разговорчивым, вежливым. Самый настоящий русский человек, показал себя в войне и в мирное время остался человеком».
Человек ратного труда и воинского долга Михаил Арсентьевич и после войны сохранил связь с военной службой.
В 1946 году окончил Высшие военно-политические курсы, а в 1951 году – Военно-политическую академию. Свой военный опыт и знания он передавал воинам нового послевоенного поколения. Службу проходил в должностях начальника политического отдела 89-й гаубичной артиллерийской бригады, затем в Гороховецком артиллерийском центре Московского военного округа. С 1960 года и до выхода в отставку – начальник политического отдела Ярославского областного военного комиссариата. С 1974 года полковник М.А. Кузнецов – в отставке.
Жил в городе Ярославль, затем переехал в город-герой Москву. Умер 30 октября 2005 года. Похоронен в Москве на Митинском кладбище (участок 162а)».
Каждый человек – участник судьбы своей Родины. От каждого из нас зависит будущее нашей страны. Каждый представляет собой частичку России, вроде бы маленькую, но без нее теряется суть. Очень важно для каждого человека иметь Родину и участвовать в ее судьбе. Каждый должен добросовестно выполнять свою работу, где бы ни находился. Так поступал простой, но мужественный человек, человек долга и чести Кузнецов Михаил Арсентьевич.
В.А. Грибенникова,
учитель истории, ответственная за музейную комнату
Среднецарицынской средней школы.

1 февраля 2023 11:24