Усть-Медведицкая газета

МОНАХИНЯ РАИСА

До празднования 370-летия основания Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, которое состоится 3 августа – в святую дату – день памяти преподобной Арсении Усть-Медведицкой, остается совсем мало времени. Сегодня мы хотим рассказать об одной из сподвижниц матушки Арсении – монахине Раисе.
МЕЧТА СБЫЛАСЬ
Монахиня Раиса (в миру Елена Владимировна Кривошлыкова) родилась 2 июня (21 мая) 1884 года в хуторе Нижне-Кривской Еланской станицы Области Войска Донского в многодетной, трудолюбивой семье. Родители – Кривошлыковы Владимир Киприанович и Татьяна Владимировна, были людьми верующими. Елена росла очень набожной и с детства мечтала всю свою жизнь посвятить служению Богу. Ее родная тетка была монахиней Усть-Медведицкого монастыря, Елена неоднократно посещала тетку и монастырская жизнь ей очень нравилась.
С семи лет Елена мечтала попасть в этот монастырь, но ее не отпускали родители. Она искренне молила Господа Бога, чтобы Он помог в исполнении ее мечты. Когда Елене было восемь лет, она повредила себе ногу, качаясь на качелях. Тогда она с радостью стала славить Бога: «Слава Тебе, Господи! Теперь меня замуж не отдадут, и я пойду в монастырь». В 1897 году, когда Елене исполнилось 13 лет, отец отвез ее на подводе в Усть-Медведицкий монастырь.
В величественном монастырском храме Казанской иконы Божией Матери, построенном трудами и усердием игуменьи Арсении в 1874-1885 годах, юная послушница получила полное исцеление сломанной и болящей своей ноги. Однажды, когда пред чтимым образом Богородицы «Скоропослушница» читали акафист, Елена, молясь вместе со всеми, незаметно уснула и чудом Божиим невидимо и непостижимо получила полное здравие. По окончании службы пономарка нашла Лену спящей и разбудила. Елена встала и вышла из храма уже без костылей, оставив их у святого киота.
Официально Елена Кривошлыкова была зачислена в монастырь только в 1912 году, где стала исполнять послушание в трапезной. 7 февраля 1914 года Елена приняла рясофор, а в 1920 году – монашеский постриг с именем Раиса. Еще до пострига в монашество юная послушница прослыла в обители как необыкновенная, с мудрым словом, духовным взглядом и прозорливостью. С принятием пострига с именем Раиса у нее началась иноческая жизнь, поддерживаемая опытными монахинями: игуменией Святославой (Видениной) – последней настоятельницей монастыря, и схимонахиней Инокентией (Чиликиной), с которой она жила в одной келье. Последняя была племянницей схимонахини Ардалионы, а та, в свою очередь, была духовным наставником игуменьи Арсении (Себряковой). В дальнейшем мать Раиса много рассказывала об этих удивительных подвижницах, светильниках веры. Она всегда с любовью поминала их в своей слезной молитве, обязательно читала по ним Псалтирь.
ССЫЛКА В АЧИНСК
В 1928 году произошел разгром Усть-Медведицкого монастыря. Изгнанная из него матушка Раиса стала служить ктитором в Свято-Никольской церкви хутора Нижне-Кривского. К этому хутору стали стекаться люди с самыми различными болезнями и бедами, какими обычно страдает человек по своей греховности. Но мать Раиса была особым врачом. От телесной она незаметно переходила к внутренней, духовной болезни как первопричине и, леча людей, приводила их к вере, к христианскому образу жизни. Много сил матушка Раиса посвящала уходу за больными, которые выздоравливали под влиянием ее заботливых рук, чуткого сердца и непрестанной молитвы. В голодный 1933 год она многим помогала выживать, собирала продукты, которые ей приносили в благодарность за помощь, и все отдавала нуждающимся.
В ноябре 1935 года монахиня Раиса была арестована. Начался путь ее исповеднического подвига. После 10 месяцев следствия в станице Вешенской она была осуждена за контрреволюционную агитатацию и приговорена к семи годам лагерей. Больше года она сидела в московской Таганской тюрьме, после чего ее направили в поселок Трунбек Карагандинского лагеря. Там монахиня Раиса находилась с 8 июня 1937 года по 21 ноября 1942, полностью отсидев семилетний срок.
В конце 1942 года после лагерного заключения ее отправили в ссылку в город Ачинск Красноярского края. Там она помогала множеству людей: больным, скорбящим, пострадавшим от войны. Матушка Раиса жила у разных людей, все старались пригласить ее в дом, она часто переезжала в разные деревни, работала в совхозах, на заводах. Везде, где жила монахиня Раиса, она собирала людей на молитву, учила их православному образу жизни, нравственным заповедям, показывала пример христианского милосердия.
В Ачинске и в наши дни помнят матушку Раису. Она принимала активное участие в открытии Казанского храма в 1946 году. По рассказам верующих, во время первой службы монахиня Раиса видела Пресвятую Богородицу, Которая вышла из образа на стене алтаря и спустилась на престол.
В начале 1947 года настоятель Ачинского храма игумен Феодосий (Борисов) был направлен в Кемерово для открытия первого прихода, с собой он взял и монахиню Раису. Был куплен дом и обращен в храм, где начались первые богослужения. Священник крестил людей целыми семьями, храм был открыт всюночь, по ночам в храме читали Псалтирь. Матушка Раиса была свечницей, она зажигала всех прихожан молитвой и мудрыми наставлениями, ее всегда можно было застать в храме, даже ночью. Очевидцы рассказывают, что картина ночного моления в храме была непередаваемая. Кто-то читал, кто-то непрестанно клал поклоны, кто-то стоял с усердием на коленях; вместе со взрослыми были и дети. Иногда, проходя по храму, матушка будила людей на молитву и при этом обязательно говорила: «Так можно проспать Царствие Небесное». Первый молитвенный дом вскоре был перестроен в деревянный храм в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы.
КЕМЕРОВСКИЕ СКИТАНИЯ
Игумен Феодосий был арестован в 1949 году, и с тех пор монахиня Раиса стала скрываться у верующих людей. В 1950 году был закрыт Знаменский храм в Кемерово, и матушка Раиса, стоя на коленях, молилась, но не смогла отвратить его закрытие.
В пяти километрах от города в поселке Шахтстрой она тайно жила в течение года у верующей женщины, где устраивались собрания верующих, творились молитвы, читались акафисты, передавалась из рук в руки книга отца Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». Среди тех, кого наставляла монахиня Раиса в те годы, был и подросток Юра Смирнов, на которого встречи и беседы с ней произвели неизгладимое впечатление и повлияли на весь его жизненный выбор. Со временем он стал митрополитом Владимирским и Суздальским Евлогием, неоднократно приезжал в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Он так вспоминал о подвижнице: «В моей скромной памяти сохранился образ жизни монахини Раисы с ее редкой духовностью и, прямо сказать, святостью… Ее взгляд, слова, полные мудрости и научения, ее отношение ко всем, дышащее христианским участием в судьбах людей, не могли не оставить доброго следа и глубокого впечатления у тех, кто видел, слышал и знал ее. В прозорливости монахини Раисы никто не сомневался, когда она насквозь могла видеть душу человека, поощряя его стремления и веру, или обличая страстность, если не гибельность его состояния. Люди верили в силу ее молитв, получая исцеление от болезней или вразумление в перемене жизни».
В августе 1952 года матушка Раиса возвратилась из Кемерово в бывшую станицу Усть-Медведицкую – город Серафимович. Всего месяц она прожила у своей племянницы Надежды Подтелковой в хуторе Рубашкин. Снова поток людей устремился к дому матушки. К ней шли с бедами и скорбями, с неизлечимыми болезнями. Всем она старалась помочь, невзирая на опасность преследования.
18 января 1953 года матушку Раису во второй раз арестовали и отправили на следствие в Кемерово. За «антисоветскую агитацию» и «организацию подпольного монастыря» суд приговорил монахиню Раису к двадцати пяти годам заключения. Четыре месяца – с мая по сентябрь 1953 года – она находилась в Мариинской пересыльной тюрьме Кемеровской области. Тюремный фотограф так описал внешний вид матушки Раисы: «Фигура худощавая с опущенными плечами, волосы седые, глаза серые, лоб низкий, брови дугообразные, губы тонкие, подбородок выступающий с поперечной бороздой, уши малые с верхней оттопыренностью, хромает на правую ногу».
С сентября 1953 по 15 октября 1954 года она отбывала срок в ДубравЛаге Мордовской АССР. В октябре 1954 года была освобождена из ДубравЛага. Подвижническая жизнь монахини Раисы в периоды следствий, ссылок и тюрем с 1935 по 1954 годы заключалась в том, что она не только не скрывала своего монашества, но открыто и с убеждением говорила следователям о своей глубокой вере. Она не боялась быть на самом виду у безбожных властей, была церковным старостой, участвовала в строительстве храмов, организовывала домашние «монастыри», ходила по домам и квартирам, обучая людей молитве, занималась делами благотворительности и милосердия.
КРЕСТ МАТУШКИ РАИСЫ
Матушка Раиса очень редко вспоминала о лагерях и тюрьмах, даже близким ничего не рассказывала. Но по крупицам этих рассказов они знали, что в этих ужасных испытаниях монахине Раисе помогла выстоять вера в Бога и надежда на помощь Божией Матери, которым она молилась непрестанно. Свой крест матушка Раиса перенесла без ропота, сохранив в сердце веру, надежду и любовь.
После освобождения из лагеря с октября 1954 по август 1955 года монахиня Раиса жила в Запорожье у знакомых, которые дали ей кров после заключения. В природе ничто не может существовать без света и тепла, люди нуждаются также в святом человеке. Все хотели видеть ее у себя в доме. По настоянию родственников матушку Раису привезли из Запорожья на родину в Серафимовичский район Сталинградской области, где она через два года почила 19 июня 1957 года.
У нее был параманный крест, подаренный ей одним заключенным иерархом в Сибири, этот крест, параман и часть одежды монахини Раисы хранятся в Усть-Медведицком монастыре.
Похоронена была матушка Раиса на городском кладбище г. Серафимовича, а 4 октября 2014 года в присутствии сотен паломников из Волгоградской, Ростовской, Астраханской областей, Ставропольского края и других регионов России совершилось перезахоронение останков матушки Раисы и еще шести монахинь Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, живших в обители до ее закрытия в 1928 году и умерших в г.Серафимовиче в более поздние годы. Прах монахинь с соблюдением всех православных традиций перенесли на территорию Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря.
Как говорит игуменья Георгия, настоятельница Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря, монахини должны находиться в монастыре даже после смерти, когда они уходят в другую жизнь.
Григорий Выпряшкин,
член Союза журналистов России.
(При подготовке данной статьи использовались материалы брошюры «История Усть-Медведицкого Преображенского монастыря», Волгоград, 2014).

20 июля 2022 10:44