Православие

Ореховый Спас: история, традиции, приметы 31.08.2020 14:16

Ежегодно в последний летний месяц православные отмечают три больших праздника: Первый, или Медовый Спас, Второй, или Яблочный спас, Третий, или Ореховый Спас – завершающий праздник августа. В народе говорили: «Первый Спас — на воде стоят; Второй Спас — яблоки едят; Третий Спас — на зеленых горах холсты продают». Третий Спас отмечается каждый год 29 августа. Наши предки в этот день пекли хлеб, собирали поспевшие орехи и торговали на ярмарках льняным полотном.

История праздника
У Орехового Спаса есть несколько названий. Одно из них – Спас Нерукотворный. Библейское предание гласит, что после сна Иисус Христос умылся и вытер лицо полотенцем. И на этом полотенце отпечатался лик Сына Божьего, с которого впоследствии написали первые иконы Спаса Нерукотворного. Полотно с ликом Христа исцелило правителя города Эдессы, благодаря чему православие в этих местах стало распространяться гораздо активнее. С тех пор Нерукотворный Образ Христа является символом этого дня. Славяне верили, что Господа создал сам Всевышний, и это событие надо почитать.
Ореховый Спас — пожалуй, самое народное название этого праздника. Считалось, что именно в этот день орехи дозревают и можно начинать их сбор. Урожай несли в церковь, освящали и делали из него заготовки на зиму.
Также Третий Спас часто называют Хлебным — в этот день принято было выпекать хлеб из нового урожая. По приметам, в одно лето не могло быть одинаково богатого урожая орехов и пшеницы, поэтому если в этот год хорошо уродилась пшеница, то на следующий готовьтесь собирать орехи в немыслимых количествах.
Еще одно название — Холщовый Спас. Возникло оно потому, что в этот день крестьяне разворачивали ярмарки, на которых продавали полотна и холсты, овощи и фрукты. Уйти с такого рынка с пустыми руками считалось плохой приметой, поэтому каждый гость ярмарки обязательно что-нибудь, да покупал.

Традиции
Праздновали Ореховый Спас уже не с таким размахом, как Яблочный и Медовый. Лето заканчивалось, начинались холода. И люди старались поскорее заготовить еду в своих амбарах.
В первую очередь, с полей убирали рожь и пшеницу. А хозяйки ткали полотна, чтобы обеспечить свои семьи одеждой. В обед шли в церковь, чтобы освятить хлеб и пироги из нового зерна. Молились перед иконой мученика Диомида. К вечеру крестьяне, как и в Медовый Спас, чистили целебные подземные источники, чистили колодцы — готовились к осени и зиме. А уже потом садились за стол. Подавать принято было настойку на основе грецких орехов, а также хлеб и пироги. Ну и заканчивали день мытьем в бане. Люди делали веники из орешника, который, как верили, защищал их от болезней и сглаза.

Приметы
Если журавли полетели на юг – Покров (14 октября) будет морозным.
Начался дождь с грозой – осень ожидается теплой.
Ecли много opexoв в этoм гoду, тo будeт мнoгo xлeбa в будущeм гoду.
При сборе орехов попался плод с червяком – ждать беды.
Чтобы отвести от себя порчу, нужно было съесть первый орех самому, а второй отдать первому попавшемуся человеку.
Сорвешь первый орех, и каким он на вкус будет, таким и следующий год будет: спелый орех — жди большой любви и добрых вестей, неспелый — скоро появятся важные новости, гнилой — к большой беде, а горький — к проблемам.

Праздник, открывающий красоту души 31.08.2020 14:15

Преображение Господне, в народе Яблочный Спас – особо почитается среди верующих. Входит в число 12 двунадесятых, самых важных церковных праздников. В этот день православный мир вспоминает евангельское событие.
За сорок дней до своей смерти на Голгофе Иисус Христос отправился помолиться на гору Фавор. Сопровождали Иисуса его ученики – Петр, Иаков и Иоанн. Во время молитвы на вершине их взору открылось чудесное преображение Учителя: «Лицо Его просияло, как солнце. Одежды же Его сделались белыми, как свет. Испугавшись, апостолы пали ниц».
Яблочный Спас – второе название праздника. По ветхозаветной традиции 19 августа верующие для освящения приносят в храм плоды первого урожая. На Руси к этому дню поспевали летние сорта яблок. Отсюда и название – яблочный.
Для Усть-Меведицкого Спасо-Преображенского монастыря праздник Преображения Господня наполнен особым смыслом. В этот день под предстательством епископа Урюпинского и Новоаннинского Елисея в храме совершилась божественная литургия. А белые одежды священников символизировали небесное сияние – фаворский свет, который видели ученики Христа во время его преображения. В завершение службы с проповедью к прихожанам храма обратился благочинный игумен Петр, молящиеся разделили таинство причастия. А по окончании священного ритуала состоялся торжественный крестный ход.


По сложившейся традиции, прихожане храма принесли для освящения виноград, яблоки, груши. Чин освящения для верующих символичен. Созревшие плоды, которые священнослужитель окропляет святой водой в храме, символизируют дар Богу от благословленной им природы. В день Преображения православные молятся и благодарят Господа за дары.
Завершился обряд освящения плодов проникновенным словом владыки Елисея:
– Сорок дней отделяет Преображение от Воздвижения чистого животворящего Креста. За сорок дней до своих страданий Господь открывает себя и показывает свою божественную природу ближайшим помощникам, ученикам – апостолам Петру, Иакову и Иоанну. Находясь на Фаворской горе, он призывает уже с другого мира: «Для Господа все возможно!» Апостол Петр, пораженный этим событием, говорит: «Нам здесь быть хорошо, Господи!». Но Господь понимает: они пока не готовы к правильному восприятию. Перед апостолами Господь открыл ни с чем не сопоставимую славу. Лицо и одежды Его были такого цвета, который даже белильщик не сможет выбелить. Цвет нерукотворный; божественный. Святитель Григорий говорил: «Свет этот видится тогда, когда человек старается вести христианский образ жизни. Очищает свое сердце от грязных мыслей, желаний. Творит умную молитву». Вы замечали когда-нибудь, какую радость и легкость испытываешь при общении с благодатными людьми? От них исходит особенный Божий свет. И он может исходить от каждого из нас. Мы все призваны на путь преображения – трудный, тернистый. Духовная жизнь требует развития. Она не стоит на месте. Мы должны упорно работать над собой, изменять себя. Останавливаясь в своем духовном развитии, мы подобны падающему камню. Глас Божий из облака, который услышали апостолы, говорил: «Это сын мой возлюбленный. За ним идите!». По словам греческого старца отца Порфирия, я желаю вам всегда стремиться к лучшему. В этом есть путь нашего спасения и преображения. Аминь. С праздником. Милости вам Божией.
19 августа – Преображение Господне. Праздник, открывающий душевную красоту человека. Праздник, побуждающий нас, христиан, подумать, способны ли мы своими духовными очами видеть Господа, приблизились ли мы к нему своими мыслями, чувствами. 
Ольга Соколкова.