Православие

ПУСТЬ КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ ДУШУ СВЕТОМ ОЗАРИТ 24.01.2022 14:15

19 января православные верующие по всей России отметили праздник Крещения Господня, или Богоявления. Этот праздник связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан. Богоявление наряду с Пасхой Рождеством и Троицей является важнейшим элементом церковного календаря. Этим православие отличается от западных традиций, где акцентируется внимание на Рождестве.

Крещение в ряду церковных праздников как бы завершает Святки – время, которое начинается от Рождества Христова и заканчивается именно 19 января. В этот день проходят специальные торжественные службы. В Усть-Медведицком Спасо-Преображенском женском монастыре Божественную литургию святого Иоанна Златоуста и чин Великого освящения воды возглавил клирик монастыря иерей Николай Старюченко. Чин Великого освящения воды совершается дважды в год: накануне и в сам праздник Крещения Господня. По окончании богослужения отец Николай поздравил игумению Георгию, сестер обители и прихожан с праздником, а также обратился со словами проповеди, в которой отметил важность праздника для каждого христианина.


Богослужением отметили праздник и в храме Воскресения Христова. Ранним утром на службу собрались верующие. В их рядах были местные казаки во главе с атаманом Усть-Медведицкого казачьего округа В.Ю. Гречишниковым и юртовым атаманом А.С. Дьяковым, сотрудники районной и городской администраций, жители города.
В завершение службы состоялся Крестный ход к реке Дон. Место для проруби выбрали неподалеку от лодочной станции. В этом году светлый праздник Крещения Господня выдался достаточно теплым, всего 5 градусов ниже нуля по шкале Цельсия. Неподалеку от лодочной станции верующих со всех концов района ждала традиционная подготовленная прорубь в форме православного креста.


Я окунаюсь в иорданскую воду уже 20 лет, — признается А.С. Дьяков, атаман Усть-Медведицкого казачьего юрта, — как говорят, даже умыться в этот день проточной водой будет полезно. Все источники освящаются. Это крещение было слишком теплым для меня, хотелось бы классического морозца, но радует то, что хотя бы лед был.
Те, кто выходят из крещенской воды, испытывают радость и облегчение. Многие отмечают, что словно заново родились. Этому есть и медицинское объяснение. При погружении в ледяную воду организм выбрасывает в кровь адреналин, под воздействием которого и бывают такие ощущения. Однако всем нам хочется верить, что в этот праздничный день мы смываем с себя все грехи и оставляем их в воде. С церковной точки зрения обязательным в Крещении является посещение богослужения в этот день. Важно участие верующих в освящении воды, в молитве. А грехи прощаются Богом только во время таинства покаяния на исповеди. Купание — это просто факультативная традиция, которая сближает людей уже несколько тысячелетий.
Наталия КОВАЛЕНКО.
Фото Андрея КОВАЛЕВА.

КРЕЩЕНИЕ. В ЧЕМ СЕКРЕТ СВЯТОЙ ВОДЫ? 19.01.2022 14:31

Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.
В новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…».
В преддверии светлого праздника крещения, неразрывно связанного с водой, отец Виктор, магистр Богословия, клирик Усть-Медведицкого женского Спасо-Преображенского монастыря отвечает на часто задаваемые о ней вопросы.

– Как освящают крещенскую воду?
– Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием «хода на Иордан».

– Повлияют ли погодные условия на ход праздника Крещения и освящение вод? Не заморозят ли крещенские морозы?
– В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.
Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.
К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

– Как пользоваться святой водой?
– Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.
Святую воду принято употреблять с молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

– Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в крещенский сочельник?
– Абсолютно никакого отличия нет! Вернемся во времена патриарха Никона: он специально уточнял у Антиохийского патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой – дескать, тут вода сильнее. А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы. Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.

– Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?
– Это не так! Купание в проруби (иордани) — это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.

– Можно ли употреблять некрещеным святую воду, освященное на мощах святых масло и просфоры?
– С одной стороны, можно, потому что какой может быть вред человеку от того, что он попьет святой воды, помажется маслицем, употребит просфору? Но только нужно задумываться, с какой стороны это может быть ему полезно.
Если это некоторое приближение человека к ограде церковной, если он, еще не решаясь креститься, скажем, быв в прошлом воинствующим атеистом, теперь по молитвам своей жены, матери, дочери или кого-нибудь еще из близких уже не отвергает хотя бы этих внешних как бы знаков церковности, то это добро и педагогически это будет подводить его к более существенному в нашей вере — к поклонению Богу в духе и истине.
А если же таковые действия воспринимаются как своеобразного рода магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится к тому, чтобы воцерковиться, чтобы стать православным христианином, только успокаивает себя, что вот я нечто такое совершаю и это послужит каким-то оберегом, то такого рода сознание провоцировать не нужно. Исходя из этих двух возможностей вы решайте, применительно к вашей конкретной ситуации, нужно или не нужно предлагать кому-либо из ваших близких церковные святыни.

В лике святых 22.11.2021 13:44

13 ноября в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре состоялось празднование пятой годовщины прославления в лике святых преподобной Арсении.
Процесс прославления в лике святых всегда являлся общим делом Церкви, направляемой Духом Святым. Время – лучший индикатор этого процесса, потому что на расстоянии всегда снижается предвзятость оценки дел и стремлений любого человека.

Современники часто не видят вокруг себя святых и жалуются на их отсутствие, а те, кто почитаются таковыми, нередко спустя годы развенчиваются. Многие документы, в особенности ведомственные архивы, могут быть доступны исследователям только спустя десятилетия, да и почитание подвижника благочестия как святого складывается в течение длительного периода времени.
Стать святым призван каждый христианин через исполнение воли Божией, поэтому в течение земной жизни человек должен стремиться к святости. А из истории Церкви мы знаем, что какое бы общественное положение ни занимал человек, то есть император ли он или простой раб, он одинаково может быть прославлен церковью за святость жизни.
13 ноября в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре состоялось празднование пятой годовщины прославления в лике святых преподобной Арсении Усть-Медведицкой — игумении монастыря. Еще 21 октября 2016 года Священным Синодом Русской православной церкви было принято решение – канонизировать, то есть причислить к лику святых, самую известную в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенс-кого монастыря игуменью Арсению. Как известно, она посвятила всю свою жизнь служению Богу и внесла огромный вклад в процветание святой обители.
А 13 ноября 2016 года уже в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре состоялось прославление игумении Арсении в лике святых. С тех пор исполнилось ровно пять лет. Архиерейское богослужение в храме Казанской иконы Божией Матери возглавил епископ Урюпинской и Новоаннинской епархии Елисей в сослужении священников епархии. В богослужении в честь матушки Арсении возносила молитвы игумения Георгия с сестрами, а также депутат Волгоградской областной Думы Ю.А. Марамыгин, председатель Думы Серафимовичского района, атаман Усть-Медведицкого округа В.Ю. Гречишников с казаками и многочисленные гости.


Владыка Елисей, обращаясь к участникам праздничного богослужения, отметил великое значение игумении Арсении в духовно-нравственном, православном воспитании, развитии святой обители. Подчеркнул всю важность работы по возрождению Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря под руководством матушки Георгии и вручил ей подарок — икону Пресвятой Богородицы.
Великий подвиг игумения Георгия вместе с сестрами обители творит сегодня во славу Божию.
Наш корр.

«Троеручица» чудотворная 28.07.2021 15:18

День 25 июля ознаменовался сразу шестью православными праздниками. Церковь празднует память двух святых родственников, которые мученически пострадали за веру во время гонения христиан при императоре Траяне. В народе праздник называют Прокл Плакальщик. Память и прославление игуменов Преподобного Михаила Малеина и Преподобномученика Симона Воломского, почитание святых мучеников. Но более всего эта дата известна как великий праздник — праздник в честь чудотворной иконы «Троеручица».
Запах ладана, звон кадила, медовые свечки тают напротив стареньких икон. Именно такие ассоциации должна вызывать церковь. А что, если иконы не только старинные, но и редкие, отреставрированные, и самое главное, чудотворные? В Теркинском сельском поселении есть церковь – белокаменная, красивая, известная как храм святого Великомученика Феодора Стратилата. Именно там в праздник иконы Божьей Матери собрались прихожане из разных уголков России, чтобы почтить святой образ. Божественную литургию в храме совершил епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей. Его Преосвященству сослужили настоятель храма иерей Георгий Ермолов, иерей Виктор Вытнов и диакон Павел Винокуров.
В этом храме находится удивительная икона, местночтимая, внесенная в чудотворный список. Она была написана в 1889 году, изначально — древняя семейная реликвия, в начале двухтысячных переехала вместе с Людмилой Владимировной Никоновой в хутор Игнатов Теркинского сельского поселения из города Волжского. Там Людмила Владимировна работала учителем начальных классов. Ее дочь Ирина дружила с матушкой Ириной, женой настоятеля храма, протоиерея Андрея Шарыгина. Когда икона оказалась у Людмилы, то та посчитала, что для семейной святыни лучше будет находиться в месте, куда может прийти к ней за помощью каждый нуждающийся, и передала ее в храм. Но икону положили на доски при северном входе, и должного почитания не оказывали. Вскоре, по словам Людмилы, икона стала являться ей, то наплывая, то отдаляясь, как будто звала к себе. Это повторялось несколько раз, как замечает Людмила, даже не во сне. В храм Людмила тогда не ходила. 21 сентября 2002 года на праздник Рождества Пресвятой Богородицы Людмила пришла в храм и не могла сразу найти свою семейную святыню. Обнаружив икону на досках, она рассказала о происходящем, и святыню поместили для всеобщего поклонения в храме.


– Икона известна своей способностью исцелять, — говорит отец Виктор. – Об этом не пишут в газетах или научных журналах. Да и редко кто хвастается даже в интернете. Это все переходит тайно, из уст в уста. Троеручица приходит на помощь тем, кто нуждается в исцелении. За прошлый год было три или четыре случая, когда она поспособствовала в избавлении от онкологии. Прихожанка храма получила перед иконой Пресвятой Богородицы исцеление неправильно сраставшейся после перелома кисти руки. Тяжелые были случаи, а к Богу сейчас не приходят в обычные дни, только когда уже ничего не помогает.
Историей создания образа Троеручицы поделился с нами отец Георгий: «Жил на свете, при дворе Дамасского халифа министр, Иоанн Дамаский, он пользовался особым расположением правителя. Византию, сердце христианского мира, тогда сотрясала иконоборческая ересь. Лев III Исавр, правитель государства, решил запретить почитание образов Христа и угодников Божиих. Иоанн, хоть не подданный Византии, близко к сердцу принял происходящее. Увещевая царя, он написал ему три послания, желая остановить богохульство. За что был жестоко предан.
Однажды халифу передали послание царя. В нем византиец «по-дружески» предупреждал о кознях, которые пытается строить уважаемый им Иоанн: он, якобы, собирается предать Дамаск войскам Византии. Прилагал царь и письмо, действительно написанное почерком, похожим на Иоаннов. Не поверить было сложно. И приказал правитель лишить Иоанна кисти правой руки и расположить ее на главной площади для устрашения людей, желающих предать государственную власть.
Лишь к вечеру Иоанну удалось упросить халифа хотя бы отдать ему отсеченную руку. Свою скорбь болящий излил в молитве перед образом Богородицы. Плача от непроходящей боли, он заснул. После Иоанн рассказывал, как явилась ему Пречистая, свидетельствуя невинность страдальца, обещала выздоровление. Пробудившись, святой увидел, что рука совершенно цела. В знамение чуда остался лишь небольшой красноватый шрам.


Явное знамение вразумило халифа. Он смиренно просил прощения у оклеветанного, обещая прежнюю должность. Но чудо Богородицы перевернуло жизнь Иоанна, смыслом которой стало отныне служение Господу. Оставив мир, он ушел в Палестину и принял монашество.
К образу, перед которым молился святой, Иоанн приложил вылитую из серебра руку как знак совершившегося над ним. Так возникло почитание иконы, называемой «Троеручицей», а также «Дамаскинской».
После Божественной Литургии состоялся крестный ход с иконой вокруг храма. Честь нести святыню предоставили казакам. А после состоялась общая праздничная трапеза.

Что делать с ветхими иконами? 25.06.2021 15:10

Наверняка у многих в жизни возникал вопрос: «Как правильно надо поступать в случае, если в семье есть ветхие иконы, церковные книги, нательные крестики и кольца, которые пришли в негодность, куда их деть?».
Виктор Вытнов, клирик Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря и Троице-Покровского храма г. Серафимовича рассказал редакции «Усть-Медведицкой газеты», как необходимо действовать в этой ситуации:
– Любая святыня или святое изображение требует бережного и благоговейного отношения к ней. Ни в коем случае нельзя пришедшие в ветхость иконы, нательные крестики и другие святыни выбрасывать в мусорку. Лучшим способом для того, чтобы утилизировать пришедшие в негодность святыни, будет отнести их в храм. Церковнослужители в специально оборудованных для этого местах сожгут не подлежащие восстановлению иконы, книги, старые календари, засохшие вербы и т.д. Однако пришедшие в негодность освященные предметы можно сжечь и самому в домашних условиях. Делать это нужно с молитвой и отдельно от обычного мусора. Пепел затем необходимо собрать и закопать в чистом месте. Нательный крестик, пришедший в негодность, принято относить в храм.
Если же у вас заплесневела просфора, то ее необходимо либо сжечь, а пепел закопать в непопираемом месте (таком, куда не будут наступать люди), либо опустить в проточную воду (в реку).

Праздник жизни 25.06.2021 15:08

20 июня православные христиане отметили День Святой Троицы. Праздничные богослужения в этот значимый для верующих день прошли во всех церквях и храмах Серафимовичского района.

День Святой Троицы – это один из самых больших и главных христианских праздников, в который православные верующие вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов через 50 дней после Воскресения Христова. Это праздник, прославляющий Бога в трех его ипостасях – Отца, Сына и Святого Духа. Считается, что традицию заложили апостолы. Согласно библейским преданиям, на 50-й день после воскрешения сошел Святой Дух в виде благодатного огня.
Традиционно православные христиане отмечают Троицу три дня. В праздничные дни люди посещают службы в храмах. Накануне Троицы поминают усопших: ходят на кладбища и оставляют угощения для духов. Народные целители собирают в этот день травы. Они верят, что природа наделяет их особыми чудодейственными свойствами. На Троицу есть обычай украшать храмы ветвями и травой, которые символизируют обновление людей благодаря Святому Духу. Священники надевают зеленые одежды. Зеленый цвет символизирует животворящую и обновляющую силу Святого Духа. На следующий день после Троицы отмечается Духов день, который посвящен прославлению Святого Духа.
Троице-Покровский храм — подворье Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря – в эти дни поистине преобразился: он был украшен цветами и ветвями березы, что символизирует обновление души. Верующие посетили праздничную службу и поздравили родных и близких.
Участие в службах принимали монахини Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря. После Божественной литургии проходила особая служба с чтением коленопреклоненных молитв, прихожане совершили Крестный ход вокруг храма. Службу провел священник Николай Старюченко.
В Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре в эти дни было многолюдно. В украшенном храме богослужение провел священник Виктор Вытнов.
Необычной, неповторимой и радостной Троица останется в памяти наших земляков.

Светлана РЯБОВА.
Фото Андрея КОВАЛЕВА.

СЛОВО СВЯЩЕННИКА 25.06.2021 15:05

В день Святой Троицы православные христиане празднуют Сошествие Святого Духа. Из книги «Деяния Святых апостолов» мы узнаем, что перед Своим Вознесением на небо Иисус Христос повелел ученикам не отлучаться из Иерусалима, а оставаться там и ожидать сошествия на них Святого Духа. Повинуясь воле Господа, апостолы жили в городе и каждый день собирались вместе, проводя время в усиленной, пламенной молитве. В день Пятидесятницы, когда все ученики по обыкновению были в одном доме, вдруг пронесся сильный вихрь, и Дух Святой наполнил весь дом, и все присутствующие исполнились Святого Духа.
Каждый из тех, кто внимательно читал Евангелие, наверняка замечал, что апостолы во все дни земной проповеди Христа так и не понимали, Кем является на самом деле их Учитель. Порой может показаться, что они были не только простыми, неграмотными людьми – рыбаками – они иногда были на редкость недогадливыми. Христос накормил пятью хлебами пять тысяч, а они переживают, что не взяли хлеба в дорогу. Он воскрешает умершую девочку, юношу по дороге на кладбище, наконец, Лазаря, находящегося четыре дня в гробу, а они не верят в Его Воскресение. Они были свидетелями многочисленных чудес, совершенных Господом, слышали его учение, притчи, видели Его крестные страдания и смерть, убедились в Его Воскресении. Но даже после всего этого, после Воскресения Христова, они продолжают мыслить земными рамками, спрашивая Его: «Господи, не теперь ли пришел час, когда Ты устроишь царство Израилево» (Деян 1:6) – пологая, что наконец-то Он станет царем Израильским. И только после пришествия Святого Духа, когда они стали чувствовать в себе новые силы и возможности, они стали приходить к истинному пониманию своего призвания: проповедовать Евангелие «всем народам». Получив благодать Святого Духа, ученики Христовы просветились разумом, поняли возвышенное учение, перестали быть боязливыми и слабыми, но стали мужественными и сильными, способными дойти до края вселенной, благовествуя во многих городах и селах. Апостол Петр, некогда испугавший и отрекшийся от Христа, после Сошествия Святого Духа, выходит к народу и смело исповедует, что «Бог соделал Господом и Христом, Того Иисуса, Которого вы распяли». После первой проведи Петра, как мы знаем из книги Деяний, уверовали и крестились около трех тысяч человек. И далее из Священного Писания и истории Церкви, мы также знаем о той проповеди, которую пронесли через всю свою оставшуюся жизнь апостолы.
На примере апостолов мы видим, как Господь преображает жизнь человека, наполняя ее новым смыслом посредством Святого Духа. Но, скептически настроенный и далекий от веры человек может возразить, а что нам до этого? Да, действительно апостолы получили благодать Святого Духа, стали говорить на разных языках, совершать чудеса, и отправились проповедовать по всему миру. Но сейчас никто не говорит языками, никто не берет змей, не творит чудеса. Но неужели это так? Неужели иссяк источник Святого Духа?
Конечно же, такого не может быть. Святой Дух продолжает действовать в нашем мире и сегодня, продолжает пребывать в тех, кого мы называем святыми. Через них совершаются знамения и чудеса, исцеления и проповедь Евангелия. Но очень важно знать и не забывать, что плоды Святого Духа доступны и каждому из нас, каждому христианину, вышедшему из купели св. Крещения. Они доступны нам за богослужением, когда мы собираемся друг с другом совместной молитвы, точно так же как и некогда апостолы были собраны для совместной молитвы в Сионской горнице. Не напрасно мы начинаем нашу молитву и любое дело с обращения ко Святому Духу: «прииди, и вселися в ны», с верой, что Он действительно придет и вселится в нас. Мы просим, чтобы Святой Дух пришел и вселился в нас, очистив нас от всякого греха, который мешает нам приблизиться к Богу. Мы просим, чтобы благословение Святого Духа, было на каждом нашем деле. Мы просим, чтобы Святой Дух сделал нас такими же смелыми и стойкими в том благом деле, к которому призван каждый из нас.
Священник Виктор Вытнов, клирик Усть-Медведицкого
Спасо-Преображенского монастыря и Троице-Покровского храма
г. Серафимовича.

Да воссияет мир благодатью в день Крещения Господня 22.04.2021 08:59

Крещение Господне: история и традиции праздника
19 января (6 января по старому стилю) верующие отмечают Крещение Господне или Богоявление. Евангелие гласит: тридцатилетний Иисус пришел к водам реки Иордан и попросил пророка Иоанна Предтечу крестить его. Второе название праздника – Богоявление – служит верующим напоминанием о чудесном происшествии. Во время крещения Христа с небес в облике голубя сошел Святой Дух и раздался глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таинство Крещения очищает человека от греха, просвещает Светом Христовым. Потому, часто этот день называли «праздником Светов».
Богоявлению предшествует Крещенский Сочельник. Вечером 18 января христианская семья собирается за столом, подаются постные блюда – узвар (напиток из сухофруктов и меда) и сочиво (зерна злаков, сваренные в меду). Водосвятие – главная традиция Крещения Господня. Само слово «крещение» произошло от старославянского «крещати». В переводе со старославянского означает – омывать. Вода – главный символ праздника, наполняется в Крещение особой чудодейственной силой, остается свежей, не портится с течением времени. Согласно старинному преданию, в ночь на Крещение все водное естество освящается. Становится подобным водам Иордана, в которых крестился Господь. По словам церковных служителей, удивительные свойства обретает даже обычная вода из крана.
По окончании божественной литургии в освященных иорданях в виде креста свершаются крещенские купания. Со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», верующие крестятся и троекратно окунаются с головой в купель. Считается, священный ритуал исцеляет от болезней, смывает грехи, приближает к Богу.
Следуя крещенским приметам, если на 19 января погода выдалась ясная – быть году неурожайному. Пасмурная погода – хлеба прибудет вдоволь. Звездная ночь на Крещение – к щедрому урожаю орехов и ягод. Крещенные в день Богоявления проживут долгую, счастливую жизнь. Уговор молодых о свадьбе 19 января – залог крепкой и счастливой семьи. Спустя двенадцать дней после Водосвятия воспрещено стирать белье, злословить, сплетничать, шить, горевать, ругаться, употреблять спиртное.
Перед омовением помолитесь Богу в храме, испросите здоровья себе и близким. Получите благословение на таинство у священника.
Неблагопристойно окунаться в купель сытым и нетрезвым, а женщинам – в открытом белье или купальнике.
И главное, перед крещенским купанием нужно правильно оценить свои силы и возможности. С благоговением очищайтесь крещенской водой.

Освящение воды свершилось
По традиции, в день двунадесятого православного праздника в церкви Воскресения Христова отец Александр провел для верующих прихожан торжественное богослужение. По окончании праздничной службы состоялся крестный ход к реке Дон. Над вырубленной в виде креста иорданью отец Александр провел молебен водосвятия. Три раза священнослужитель опускал в купель крест, испрашивая на воду Божие благословение.
По завершении церковного ритуала, богомольцы города и района потянулись к освященному источнику. К слову сказать, праздник Богоявления на Руси обычно совпадал с крепкими морозами. Отсюда и название «крещенские». В народе говорили: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи». В этом году погода не подвела, а вот окунуться в специально оборудованный прорубь с ледяной водой рискнули немногие. Но все же смельчаки выискались. Неспешно расходились верующие, счастливые, воодушевленные. Вместе с тем, каждый держал в руках небольшие емкости с освященной крещенской водой.

Крещенские угощения
В день Крещения стол ломится от яств. Пост закончился. Наступила пора разговляться. В меню крещенского стола обязательно включали особое печенье, пироги, оладьи с медом, кутью. Печенье «Кресты» хозяюшки пекли в канун 19 января.
И сегодня мы поделимся самым незамысловатым способом его приготовления.
Вам понадобятся:
Мука — 400 г.
Крахмал — 120 г.
Сливочное масло — 150 г.
Сахар — 100 г.
Яйцо — 1 шт.
Вода — 100 мл.
Разрыхлитель — 1ч.л.
Соль и ванилин по вкусу.
Смешайте муку и разрыхлитель. Просейте смесь в миску, добавьте крахмал. Далее растопите на водяной бане сливочное масло, остудите и влейте в сухую смесь. Перемешайте. Отдельно растворите в воде соль, сахар, ванилин и добавьте полученную массу в мучную смесь. Снова перемешайте, разбейте яйцо. Замесите тесто. Оно должно получится эластичным и не прилипать к рукам. Затем, раскатайте тесто в тонкий пласт и нарежьте его широкими полосочками. Теперь из них формируйте кресты. Украсьте печенье цукатами, сахарной пудрой, мармеладом, орешками, шоколадом. Выложите печенье на противень и выпекайте в разогретой до 180 градусов духовке 15-20 минут.
Еще одно обрядовое крещенское блюдо — кутья (в переводе с греческого вареная пшеница).
Кутью можно готовить из любого злака. Для примера возьмем кутью с рисом.
Вам потребуется: 1 стакан риса, 1 литр воды, полстакана изюма, 100 грамм меда, 100 грамм цукатов или мармелада, 50 грамм очищенных грецких орехов.
Рис промойте и отварите, добавьте промытый изюм. Отдельно размешайте мед с небольшим количеством воды и толченными грецкими орехами. Соедините рис и полученную массу, перемешайте. Украсьте цукатами и мармеладом.

Тропой православного маршрута 13.04.2021 13:26

Три усть-медведицкие святыни, которые должен увидеть каждый

Бывшая станица Усть-Медведицкая (ныне город Серафимович) во все времена питалась и поддерживалась духовной и культурной жизнью жителей. На добрую память они оставили потомкам православные храмы, красивые здания, ставшие памятниками архитектуры, музеями. Неудивительно, что самый популярный туристический маршрут в Серафимович – паломнический.
К началу XX века станица Усть-Медведицкая украсилась куполами церквей: двух приходских – Воскресенской и Александра Невского, двух надомных – Рождественско-Богородицкой при мужской гимназии и во имя равноапостольных Петра и Павла при тюремном замке. В 1914 году на возвышенности у самого берега Дона была построена Свято-Троицкая церковь при духовном училище. Из этих церквей до настоящего времени сохранились только две: Воскресенская и Свято-Троицкая. Большое количество паломников привлекает Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь, который по праву называется Жемчужиной Дона.

Первая церковь станицы
Прекрасный вид на Воскресенскую церковь открывается с левого берега Дона. Кирпичное оштукатуренное и побеленное здание Воскресенской церкви расположено почти у самого въезда в Серафимович. Эффектно выглядит церковь в вечернее время в свете прожекторов, направленных на купола.
Это первая каменная постройка в станице Усть-Медве-дицкой. Она была заложена в 1782 году с приделом Николая Чудотворца. Освятили ее в 1787 году.
В своем «Дорожном альбоме «На родине», опубликованном в 1915 г. в «Донской церковной старине», уроженец станицы Усть-Медведицкой писатель Р.М. Крымов писал об этой церкви: «…она стоит на площади, в ожерелье из белой каменной ограды, среди корявых груш… Церковь обширна — в ней два алтаря: главный во имя Воскресения Христова и придел во имя Николая. Высоко расположены узкие, длинные окна. Огромная серебряная люстра тяжело нависла над серединою церкви».
Р.М. Крымов также отметил характерную особенность в этой церкви — ее звон: «Этот звон не стелется, словно густой, дорогой бархат, по самой земле, дрожа и сотрясая воздух, как столичный, звон. Не ревет в высоте, подобно пароходной сирене в море, как Киевский звон, не тенькает ровно и прозрачно, как звон в северных русских селах над одинокими погостами, — он радостно слетает с колокольни, как выпущенная из клетки птица, и бесконечно долго вьется в воздухе».
Во дворе церкви был похоронен атаман Войска Донского генерал от кавалерии М.Г. Власов. В 1848 г. на его могиле был поставлен памятник в виде колонны из черного мрамора на сером гранитном подии. На колонне был расположен бюст покойного, который сейчас утрачен.
Ценным архитектурным дополнением к храму стала ограда, которая была возведена одновременно со строительством храма в XVIII в., с четырьмя- тремя- и однопролетными воротами по сторонам света, выполненными в духе древнерусской архитектуры.

Возрожденный храм
В центре Серафимовича, у благоустроенного городского парка расположен Троице-Покровский храм. Приход состоит из двух храмов – на первом и втором этажах. Верхний храм освящен в честь Троицы Живоначальной, а нижний – в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Заготовка строительного материала для строительства церкви Покрова Пресвятой Богородицы при духовном училище началась зимой 1894-1895 гг. Первый камень под восточную часть был заложен 4 июня 1896 года рядом с духовным училищем.
Выстроенный по проекту ведущего архитектора Войска Донского П.С. Студеникина Покровский храм стал интересным образцом русского стиля в культовой архитектуре Волго-Донского междуречья.
В плане храм Покрова Пресвятой Богородицы — это крестообразное здание, завершающееся куполом на низком широком барабане. Алтарь и трапезная прямоугольные. Все фасады завершаются щипцами. Углы стен каждого этажа отмечены лопатками, которые сливаются с декоративными поясками под междуэтажными и завершающим карнизами. Декор выдержан в русском стиле (бровки над окнами, поребрик, кресты разной величины на верхней части, арочный и зубчатый пояс). Художественная выразительность внешнего облика во многом обусловлена группировкой оконных проемов и их обрамлением. Внутри храм был разделен на два этажа. Необходимо отметить кирпичную кладку очень высокого качества. 
Церковь осталась недостроенной скорее всего из-за недостатка средств, а также из-за войны 1914 года.
Оставила отпечаток и совесткое время, которая переоборудовало храм в цех по производству пуговиц из донских перловиц.
Прошли годы, началось восстановление голого остова церковной постройки, десятилетиями возвышавшейся над городским парком. В 2015 году состоялось освящение возрожденного храма. Сегодня Троице-Покровский храм – это совершенно иное, благостное зрелище. Особенных слов заслуживает территория, над ландшафтным дизайном которой поработали монахини Спасо-Преображенского монастыря. Они проявили истинное мастерство в этом деле: журчащий фонтан, красиво уложенная тротуарная плитка, сад камней, вечнозеленые насаждения и арки – все завораживает, радует глаз своей изысканностью.

Жемчужина Дона
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь – самый древний из монастырей Волгоградской области. Его история богата событиями и трагична.
Создан он был в 1652 году. Спустя 100 лет под Пасху 1752 года при разливе Дона он целиком ушел в воду и разрушился. К 1759 году монастырь заново отстроили. В 1863 году настоятельницей монастыря становится Арсения, с именем которой связан его небывалый расцвет.
С приходом советской власти монастырь закрыли. После Великой Отечественной войны здесь разместили электростанцию. В конце 1960 годов ее демонтировали с помощью взрывных работ. От здания остались лишь стены и мраморные колонны, изготовленные и доставленные из Италии специально для этого монастыря.
В 1992 году монастырь стал возрождаться сначала как мужской, а с 2001 года – как женский.
В 2012 году, в праздник 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря, произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери. Открыт верхний храм, на реставрацию которого ушло более 20 лет.
Храм Преображения Господня с тридцатью тремя куполами (по числу земных лет Господа нашего Иисуса Христа) строился заботами игуменьи Георгии в течение 10 лет и был освящен в 2014 году в честь Преображения Господня.
Под монастырем находятся пещеры, которые изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван «Крестным путем Спасителя» самой игуменьей Арсенией, которая рыла эти пещеры с духовными дочерьми — монахинями Никодимой, Агнией и Викториной. Другая часть пещер названа «Страстным путем Божией Матери». В пещерах Арсения намеревалась создать пещерный храм, но не успела. В 30-х годах XX века пещеры были засыпаны, но через сорок лет местные жители раскопали заваленные входы.
Вход в пещеры расположен в притворе церкви Арсения Великого (нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери), общая длина их около 165 метров. Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов.
Главной святыней подземных ходов является каменная плита, на которой оставлены отпечатки рук и ног. По преданию, игуменья Арсения молилась на нем, и ей явилась Матерь Божья. Монахини монастыря настаивают на том, что на камне отпечатки рук и ног оставила Богородица. Верующие считают, что, приложившись к этому камню в проникновенной молитве, можно исцелиться от самых разных недугов и болезней по предстательству самой Царицы Небесной и ходатайству пред Нею подвижницы и молитвенницы – преподобной матушки Арсении, причисленной к Лику Святых.
Подготовила Светлана РЯБОВА.
Фото С. Рябовой, А. Волхонского.
Материал подготовлен в рамках проекта «Точка на карте».

Троице-Покровский храм.
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь.

Жаворонки прилетели 12.04.2021 16:18

В Трясиновском сельском поселении прошел фолк-урок о православном празднике

Насколько велика наша страна и как много в ней богатств и традиций – обо всем просто так не рассказать. Но процесс глобализации и современные технологии упрощают задачу обучения. В рамках межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников» стартовала общероссийская акция «Фолк-урок». Работники культуры и школьники знакомят земляков и пользователей социальных сетей в интернете с народными традициями и обычаями, которые представляют собой уникальную связь, своеобразный мост времен и народов, связывающий далекое прошлое с настоящим.
Недавно в Трясиновском доме культуры прошла запись фолк-урока грядущего православного праздника – дня сорока сороков, названного в честь севастийских мучеников — воинов-христиан, принявших мученическую смерть за отказ отречься от Иисуса Христа. На уроке осветили важную составляющую праздника для народа: день сороков считается второй встречей весны. Он символизировал окончание зимы, был связан с весенним равноденствием и скорым началом полевых работ. Праздновался между Сретением и Благовещением.
– На Сороки день с ночью меряется, зима кончается — весна начинается, – рассказывает библиотекарь, художественный руководитель дома культуры Лариса Анатольевна Кузьмичева. – В нашем театрализованном уроке весна была представлена как юная девушка с коромыслом с двумя ведрами, символизирующими ночь и день, весеннее равноденствие.
К фолк-уроку были привлечены учащиеся начальных классов. На уроке они узнали о традициях праздника, познакомились с предметами быта. Одним из главных символов праздника считаются птицы, выпеченные из теста – жаворонки. Считалось, что в этот день особые изделия должны призвать из-за моря зимующих птиц. Участников урока посвятили в особенности изготовления теста для жаворонков, а его следовало делать упругим, хорошо вымешанным. Этим рецептом мы делимся и с нашими читателями. Для теста необходимо взять два килограмма муки, 50 грамм дрожжей, 250 грамм растительного масла, стакан сахара, 0,5 л воды, немного соли, горсть изюма. Тесто тщательно вымесить, потом раскатать в жгут, который поделить ровно на сорок частей. Каждый кусочек жгута свернуть в виде птички, сформировать клювик и хвостик. Изюмом обозначить глазки. Готовое печенье сбрызнуть водой и дать ему «отдохнуть» под чистым полотенцем. Печенье давали детям со словами: «Жаворонки прилетели, на головушку сели».
– Новые условия, созданные ограничениями, нас не напугали, – отмечает Лариса Анатольевна. – Мы вели в соцсетях странички библиотеки и клуба задолго до пандемии. Наши земляки видели объявления о предстоящих мероприятиях, делились фотографиями и общались о насущном. Поэтому перейти на онлайн-режим нам не составило труда. А дети с удовольствием принимают участие в мероприятиях.
Наталия КОВАЛЕНКО.