Диспетчер по вызову: в растаможенные автомобили вернут кнопки SOS
Сообщить о дорожной аварии водителю помогает устройство вызова экстренных служб, подключенное к системе ЭРА-ГЛОНАСС, в просторечии — кнопка SOS. Требование оснащать ею иномарки, импортируемые из-за границы, возвращается с 1 июня и относится к частным лицам. Это хорошая новость для автомобилистов и плохая — для спекулянтов, которые завышали цены на устройства под предлогом дефицита комплектующих. Объясняем, где и как надежно и без переплаты установить «тревожную кнопку».
Из глубины болот
Не замерзнуть в заглохшей машине, сообщить об ограблении фуры, проколотом колесе и даже сходе лавины — это и многое другое позволяет автомобилистам российская государственная автоматизированная информационная система (ГАИС) экстренного реагирования при авариях, более известная как ЭРА-ГЛОНАСС, а еще проще — кнопка SOS. При ее нажатии на связь выходит оператор, выясняет причину звонка и передает сигнал в региональную службу спасения 112.
«Система помогает максимально сократить срок, в течение которого врачи, полицейские или пожарные реагируют на ДТП и прочие происшествия», — отмечают в дилерском холдинге «Автодом». Зачастую нештатные ситуации происходят вдали от населенных пунктов, на трассе, когда получение точных координат от ЭРА-ГЛОНАСС при отсутствии свидетелей становится единственным шансом на спасение пассажиров.
За шесть лет работы контакт-центр АО «ГЛОНАСС» принял более 31,5 млн вызовов. Число сообщений, которые потребовали экстренного реагирования (а это потенциально спасенные жизни), превысило 270 тыс., включая тревожные сигналы с автоматической активацией, когда пострадавшие не могли самостоятельно нажать на кнопку и факт аварии распознавали специальные датчики.
Наличие кнопки SOS — обязательное условие для постановки на учет в ГИБДД новых транспортных средств, произведенных в России, а также новых и подержанных иномарок, ввезенных в страну с 1 января 2017 года. Однако прошлой весной это требование было временно отменено, чтобы поддержать отечественный автопром и самих водителей на фоне санкционных ограничений и последующего ажиотажа.
Дальневосточные страсти
За установку ЭРА-ГЛОНАСС на автомобили, продающиеся в автосалонах, отвечают российские автозаводы и дилеры, а вот при покупке и перегоне иномарки из другой страны это уже забота самих покупателей. Их интерес к импортному авто-секонд-хенду резко возрос после того, как иностранные бренды начали замораживать отгрузку машин в Россию.
«В целом рынок схлопнулся, однако ввоз бывших в употреблении автомобилей вырос примерно на 40% с осени прошлого года, когда начали действовать схемы параллельного импорта», — отмечает председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов.
В отдельных регионах, особенно на Дальнем Востоке, через который идет основной поток иномарок с пробегом, возник дефицит «тревожных кнопок». Сказалась и нехватка запчастей для них: перебои начались еще в пандемию Covid-19.
«Трудности с поставками электронных компонентов испытывали все игроки автомобильного рынка, поскольку полупроводники необходимы практически для любого электронного устройства, — поясняет генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич. — Решение проблемы было поставлено на контроль Минпромторга РФ. Сегодня отечественные предприятия обеспечили и локализацию производства систем вызова экстренных служб, и импортонезависимость компонентной базы».
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мораторий на установку кнопок SOS был снят уже в октябре 2022 года. За последующие два месяца к системе подключились 5 тыс. машин. По оценке АО «ГЛОНАСС», юрлица и ИП в настоящий момент не испытывают проблем с оснащением этими устройствами автомобилей.
Для физлиц мораторий отменят только с 1 июня. Но ответственные водители продолжают устанавливать «тревожные кнопки» по собственной инициативе. Иногда — с риском для кошелька.
Упаковать по полной
Дефицитом до сих пор прикрываются «серые» дилеры и перекупщики, у которых налажены связи с таможенными брокерами. Они либо продают кнопку по 50-70 тыс. рублей, либо ставят условием продажи оказание услуг по оформлению целого перечня бумаг для растаможки, в частности, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и электронного паспорта транспортного средства (ПТС). Цена такого «пакета» может достигать 150 тыс. рублей.
«С одной стороны, получение всех необходимых документов на автомобиль по принципу «одного окна» — удобная опция, — рассуждает Алексей Райкевич. — С другой, стоит взвешенно оценивать пакетное предложение. Навязывание дополнительных услуг по завышенным ценам под видом установки системы — спекулятивный инструмент для создания искусственного ажиотажа».
«Признак отсутствия реального дефицита — это возможность выбора: приехать за СБКТС и получить только его, либо заодно оформить электронный ПТС, либо там же поставить ЭРА-ГЛОНАСС, — перечисляет варианты главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. — Если в сумме это покажется чересчур затратным, то нормальный человек купит кнопку в другом месте. Вопрос, захочет ли он бегать и насколько это окажется выгоднее».
Порядок «разумных» цен известен заранее. Производители кнопок SOS определили для официальных партнеров АО «ГЛОНАСС» рекомендуемую закупочную стоимость устройства: она не превышает 28 тыс. рублей. Рекомендованная розничная цена — не более 32,5 тыс. рублей, а установка и активация — в пределах 10 тыс.
Партнерская сеть охватывает основные направления ввоза автомобилей в Россию, в нее входит более 60 компаний, занимающихся реализацией «тревожных кнопок», их установкой и подключением. Они отмечены на интерактивной карте оператора, с контактами и формой обратной связи. Здесь же автовладельцы могут оставить жалобу на завышенную стоимость кнопок и работ по их монтажу: сообщения будут направлены производителям устройств и в ФАС России.
Не каждый мастер — на все руки
Встречается и другая крайность: предложения установить «тревожную кнопку» за символическую цену. Эксперты рекомендуют избегать гаражных кустарей. «Провести процедуру монтажа оборудования может далеко не каждая станция техобслуживания. Мастера должны обладать навыками настройки системного модуля под конкретное транспортное средство и учитывать результат лабораторных испытаний данной модели автомобиля», — поясняют в компании «АвтоСпецЦентр». Это еще одна причина обращаться за услугой к партнерским предприятиям с хорошей репутацией.
«Сертифицированные техцентры и гарантию дадут, и, главное, установят кнопку SOS правильно, — убежден Валерий Солдунов. — Бывали, к сожалению, случаи, когда бумаги оформляли, а сам модуль кидали в бардачок. Но ведь смысл не в том, чтобы галочку поставить в документах, а чтобы система работала по назначению. Она успешно функционирует, показала хорошую передачу сигнала при большом охвате территории, спасает жизни, и отказываться от нее в угоду нескольких тысяч рублей — совершенно нецелесообразно».