Пятница 6 декабря 2019

Усть-Медведицкая газета

12523162 1047636391944166 734679113224580020 n

Сила и печальная красота настоящей, старинной казачьей песни никого не оставляют равнодушным, в ней – душа казака. Знатоком и ценителем настоящей, старинной казачьей песни был наш земляк, писатель Федор Крюков, 150-летний юбилей которого будет отмечаться 2 февраля 2020 г.

В творчестве писателя, как в зеркальной глади тихого Дона, отражены великолепные, живописные пейзажи донской природы, на фоне которых живут, любят, борются и умирают герои его произведений, и в каждом из них мы встречаем настоящую, живую казачью песню. Он собирал такие песни в своем архиве и не только использовал в своем литературном труде, но и прекрасно исполнял, «играл» их. Обладая приятным тенором, в компании подпевал на подголоске, поражая мастерством даже стариков.

Его сердце, как он писал, «благодушно смеялось при звуках простодушной речи казацкой, трепетно отзывалось на тягучий мотив старинной казацкой песни...». Истинный ревнитель казачьей песни Крюков резко выступал против замены ее, как сейчас говорят, «фейком» и суррогатом. Он сетовал, что вместо подлинно казачьих песен «появился рой новых. Главная отличительная и непременная черта этих новых песен — отсутствие смысла. Внутреннего содержания в них нет и следа. Песня щеголяет рифмой, «складной» формой и вместе с тем представляет собою изумительную бессмыслицу, совершенно бессвязный набор слов» («Донская речь», 1890, № 47, 29 апреля).

Специфические образцы «псевдоказачьего» фольклора появились и в послереволюционное время. В так называемой «Казачьей» песне И. Дзержинского и А. Чуркина (1937 г.) есть такие строки:

«...Казачью степь ведет товарищ Сталин

От нищеты, и горя, и оков,

И первый раз большое солнце встало

Над молодой землей большевиков.

…А если враг нагрянет с новой силой

- Из ножен шашки снова вырвем вон.

Веди нас в бой, товарищ Ворошилов,

Донецкий слесарь, боевой нарком».

Ушли в прошлое «товарищ Сталин» и «боевой нарком Ворошилов», и ничего кроме удивления и сожаления не вызовет это «произведение». Прав был писатель Крюков – «не тронет «за живое» такая песня, потому что «не найти в ней того родного, бесконечно милого и дорогого, что дает старинная задушевная песня, в которой слышится и раздолье родной степи, пустынной и широкой, и горькая, безнадежная тоска в разлуке с родной стороной. И все так искренне, задушевно, просто и безыскуственно!».

Автору посчастливилось в детстве услышать именно такое исполнение в Новоаннинской станице. «Поехал казак на чужбину далеко» по просьбе родни затянул Алексей Николаевич Мурашкин, совершенно седой, с шапкой зачесанных по-казачьи густых волнистых снежно-белых волос. Жена подпевала ему на подголоске. В исполнение включился мой дед, Устин Николаевич Мурашкин. Застольные разговоры смолкли, лица взрослых посерьезнели, мы, дети, притихли. Простые слова завораживали. В глазах исполнителей мы увидели одинокого всадника, чужбину и тоскующую казачку, куст калины и курган с лазоревым цветком. Деда уже нет в живых, а Алексею Николаевичу недавно исполнилось 94 года. Честь им и хвала. Они смогли донести до потомков, как звучит настоящая народная казачья песня.

К сожалению, эксперименты с «псевдоказачьим фольклором» продолжаются и сейчас. Хорошую казачью песню нечасто услышишь, эфир заполонила попса и «романтика» уголовщины, пересыпанная ненормативной лексикой.

Пора признать, что деятельность этнографических коллективов и обществ заслуживает всемерной поддержки государства, так как одной из альтернатив наплыву пошлой и пустой попсы, представляющей собой неуклюжую имитацию западной массовой культуры, всегда было народное творчество. В свою очередь, яркой составляющей народной культуры является песня, она – душа народа, пока жива песня, жива и душа, значит, будет жить и народ.

Фонд писателя Ф.Д. Крюкова по мере возможности регулярно проводит фестиваль «Белые голуби Дона», на который приглашаются детские и юношеские творческие коллективы из Михайловского и Кумылженского района, гости из Москвы. В станице Глазуновской, на родине Ф.Д. Крюкова, в доме культуры звучат казачьи песни, разыгрываются сценки из его произведений. В настоящее время совместно с дирекцией Природного парка «УстьМедведицкий» формируется музейная экспозиция, разрабатывается литературно-краеведческий туристический маршрут.

Давайте еще раз послушаем, как в очерке писателя Крюкова звучит казачья песня, исполняемая на покосе молодой «жолмеркой» Аксиньей: «Когда доходила до конца свой ряд, – вскидывала косу на плечо и, подбоченившись, запевала залихватскую песню. Шла, подплясывая, до нового ряда и, казалось, никакая усталость не может угомонит ь ее. Порой Артем, большой, живописно небрежный, с двинутой на затылок фуражкой, заражаясь певучим весельем жолмерки, заводил песню, когда приходилось идти рядом с ней, и тогда она разливалась звонким подголоском на весь луг... Вилял-извивался ее голос, уходил вдаль до лиловой горы, стлался звонким ливнем над рекой. И как ни спешна была работа, а останавливались на минутку косари, вслушивались в ликующий избыток сил и веселья, в серебристые фиоритуры подголоска на темном фоне низкого голоса Артема. Улыбались. Иронически качали головами, но ласково…

И звучала в напеве грусть и милая удаль разгула, подкупающее увлечение, светлый смех и темная радость жизни...» (Ф.Крюков. «В глубине» Очерки из жизни глухого уголка. «Русское Богатство», 1913. №№ 4, 5, 6.)

И.А. МУРАШКИН, вице-президент Фонда писателя Ф.Д. Крюкова, профессор.

Календарь новостей

Декабрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Погода Серафимович

Яндекс.Погода

Последние новости

Усть-Медведицкий казачий округ